Мальчик-погонщик повелевает огромным слоном с помощью своей маленькой палочки анкуши. У Шримати Радхики тоже есть такая анкуша. Это Ее ман, с помощью которого Она обуздывает Кришну, подобного безумному слону. Кришна – Парабрахман Бхагаван, но Он полностью во власти Божественной любви Радхарани. Шрила Прабодхананда Сарасватипад говорит:
йат-кинкаришу бахушах кхалу каку-вани
нитйам парасйа пурушасйа шикханда-маулех
тасйах када раса-нидхер вришабхану-джайас
тат-кели-кунджа-бхаванангана-марджани сйам
(Радха-раса-судханидхи, стих 8)
«О дочь Махараджи Вришабхану, океан расы! Верховный Господь, источник всех воплощений, носящий павлинье перо в волосах, припадает к стопам Твоих служанок, пытаясь умилостивить их Своими смиренными, отчаянными мольбами, чтобы они пустили Его в Твою кунджу, где Ты обычно предаешься с Ним любовным развлечениям. Если бы я смог стать прутиком в метле, которой Твои сакхи подметают Твою восхитительную кунджу, моя жизнь увенчалась бы успехом!»
Когда Шримати Радхика вошла в ман в Нидхуване, Кришна, сложив ладони, припал к Ее стопам, но Она воскликнула (слова Шримати Радхики из «Бхрамара-гиты»): «Убирайся, Мадхава! Я не желаю видеть Твоего черного лица! Не хочу видеть ничего черного! Если что-нибудь такое попадется Мне на глаза, то Мое сердце наполнится гневом! Кришна – большой обманщик. О сакхи! О Лалита, Вишакха! Слушайте Мое повеление: если вы действительно Мои подруги, не допускайте того, чтобы я увидела что-нибудь черное. Перекрасьте все деревья тамал в Моей кундже в белый цвет! Следите, чтобы ни один черный шмель не залетел в нее! Накройте свои косы белыми накидками! Все черное напоминает Мне об обманщике Кришне! Не красьте глаза и брови черным каджалом! Накрасьте их сандаловой пастой! Не произносите при Мне имени Аситы (санскр. «черный»)! Ступайте и охраняйте кунджу! Если Кришна захочет войти – ни за что не пускайте Его!»
Кришна — это Вседержитель, Господин всего мироздания, но что Он делает? Йат-кинкаришу бахушах кхалу каку-вани нитйам парасйа пурушасйа шикханда-маулех. Просит разрешения у подруг Радхарани войти в Ее кунджу. Радхика прогнала Лалиту и Вишакху. Только Рати Манджари и Рупа Манджари охраняют Ее кунджу снаружи. И Пуруша Бхагаван, к пыли со стоп которого стремятся Нарада, Брахма и Шива, хватается за мочки ушей. То приседая, то поднимаясь, Он растерянно говорит: «Я виноват! Я больше не буду совершать оскорбления! Пожалуйста, укротите гнев Шримати Радхарани. Извинитесь перед Ней от Моего имени!»
Манджари передают эти слова Шримати Радхике, и Она еще больше гневается: «Вон! Если вы еще раз упомянете имя этого черномазого, Я вас вышвырну!» Тогда посланницы говорят Говинде: «Наша сакхи сейчас очень-очень удручена». А Шримати Радхика в это время льет слезы и думает о Кришне.
В «Чата-пушпанджали» Шрила Рупа Госвами говорит: «О, Радхарани! Когда Ты начнешь гневаться на меня? Я вернусь и скажу Говинде, что Ты очень зла на Него и больше не позволяешь Ему войти в Твою кунджу».
Теперь Кришна думает, что же Ему делать. Он идет к Лалите и Вишакхе и говорит им: «О, Лалита! О, Вишакха! Как же Мне встретиться с Моей возлюбленной?» Девушки дают Ему такой совет: «Прими облик смуглой девушки Шьямала-сакхи». После этого они красиво одевают и украшают Его браслетами, и Кришна предстает перед Радхарани. Однако, Она все понимает: «Опять этот черномазый переоделся! О, Рупа Манджари! Я знаю, что этот друг Субала (Она даже не может произнести имени Кришны) заявился сюда в женской одежде! Скажи Ему, что мы не Шиваджи!»
Господь Шива попросил как-то Кришну предстать перед Ним в образе Мохини-мурти, а затем, охваченный вожделением, побежал за Ней. Поэтому Радхарани говорит: «Здесь нет Шиваджи и нет полубогов и демонов, которых бы пленила Его красота! Пусть убирается!»
Радхика очень резкими словами гонит Кришну. Ее гнев называется дурджая-ман, то есть такая эмоция, с которой ничего невозможно поделать. Кришне так и не удается войти в кунджу Шримати Радхики, поэтому Прабходананда Сарасватипад в этом стихе использует такие слова: «Если я приму рождение как соломинка в метле, которой сакхи подметают кунджу Шримати Радхики, то моя жизнь будет успешной!»
Родиться во Вриндаване и совершать бхаджан и садхану не так-то просто. Уддхава в виде травинки предается там бхаджану, желая достичь положения сакхи и милости Шримати Радхики. Это также должно быть и нашей целью. Как обрести такое настроение? Все ищут путь во Врадж, все хотят, чтобы крупица пыли со стоп Шримати Радхики проникла к ним в сердце, сделав их жизнь успешной. Но откуда взять это настроение? В магазине оно не продается. Есть только один способ: если вы увидите такое настроение в чьем-то сердце, с жадностью слушайте хари-катху из его уст, и тогда к вам придет великая удача.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Красноярск, 3 мая 2011