В эту Кали-югу нама-санкиртана очень могущественна, но она должна совершаться в обществе садху (садху-санге). Без такого общения пение святого имени не принесет совершенного результата. Если вы хотите достичь совершенства, воспевайте святое имя в обществе чистых преданных Господа, – таков процесс.
В своей «Шри Бхаджана-рахасье» Шрила Бхактивинода Тхакур научно объяснил последовательность развития бхакти, состоящую из восьми ям (периодов), и то, как они соответствуют восьми шлокам «Шикшаштаки», ашта-калия-лиле, а также уровни бхакти – шраддху, садху-сангу, бхаджана-крию, анартха-нивритти, ништху, ручи, асакти, бхаву и прему. У премы есть два аспекта: випраламбха (разлука) и самбхога (встреча).
Когда садхака повторяет святое имя, он иногда памятует игры встречи, а иногда игры разлуки. Повторять святое имя необходимо, но не нужно притворяться безумным.
«Шримад-Бхагаватам» подтверждает это. Когда садхака повторяет святое имя, в нем пробуждается особое чувство. Согласно стиху, начинающемуся с эвам вратах сва-прия-нама-киртйа, который мы уже обсуждали, садхака будет повторять святые имена в своем особом настроении и с глубокой привязанностью к своему иштадеву. Джатанураго друта-читта уччаих указывает на громкое воспевание:
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Шрила Бхактивинода Тхакур и Шрила Гауракишора дас Бабаджи Махарадж иногда выходили на улицу в полночь и громко воспевали. В глубоком настроении разлуки они взывали: «О, где же моя свамини, моя госпожа Шримати Радхика?» Они повторяли святые имена, и слезы непрерывно струились из их глаз.
Нирбандха-харинама – они повторяли определенное количество кругов святых имен с великим усердием. Нама-санкиртана очень могущественна.
Когда вы повторяете с непоколебимой решимостью, в конечном счете к вам придет трансцендентное безумие. Даже если вы просто слушаете хари-катху – в этой жизни этого достаточно. Прямо сейчас вы еще не способны стать трансцендентными безумцами. Наше мирское сумасшествие направлено только на чувственные удовольствия, например, от мороженого. Если вы съедите его слишком много, вы охрипните – таков результат этого безумия. Мороженое – это хорошо, но если вы будете есть его в течение двух часов, у вас заболит горло и вы не сможете повторять Харе Кришна. Голос ваш будет прерываться и вы подумаете: «Вот и према пришла».
Повторяйте святые имена и оставьте все виды чувственных удовольствий. Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет, что наши самскары, предыдущие впечатления, оказывают на нас сильное влияние, пытаясь заставить желать чувственных наслаждений. Иногда мы даже не хотим поступать так, но прошлые впечатления стягивают нас и заставляют наслаждать свои чувства.
Шрила Бхактивинода Тхакур советует нам повторять святые имена вслух и молиться гуру и Кришне. Тогда мы осознаем все это, и наше воспевание святых имен станет могущественным.
Придет уровень бхавы, бхава-авастха, и вы сможете осознать свой вечный духовный образ, сиддха-деху.
В следующей песне Шрила Бхактивинода Тхакура описывает трансцендентное видение возвышенных преданных:
декхите декхите, бхулибо ва кабе,
ниджа-стхула-паричойа
найане херибо, браджа-пура-шобха,
нитйа чид-анандамойа
(Шрила Бхактивинода Тхакур, «Декхите декхите»)
«Когда я перестану отождествлять себя с материальным телом, моему взору откроется несказанная красота Враджа – обители, где все исполнено вечного духовного блаженства».
Декхите декхите означает шаг за шагом совершать бхаджан и садхану, тогда садхака последовательно пройдет все стадии бхакти, включая бхаджана-крию, анартха-нивритти, ништху, ручи, асакти и бхаву.
гаите говинда нама упаджила бхава грама
декхилама ямунара куле
вришабхану сута санге, шйама ната-вара ранге
бансури баджайа нипа муле
декхийа йугала дхана, астхира хаила мана
джнана хара хаилу такхана
ката кшана нахи джани, джнана лабха хаила мани
ара нахи бхела дарашана
(Гитавали 7(с), Шрила Бхактивинода Тхакур)
«Когда я начал громко повторять святое имя, в моем теле стали проявляться различные признаки экстаза. Внезапно я увидел прекрасный берег Ямуны. В чарующей густолиственной роще под деревом кадамба стоял в грациозной позе, изогнув тело в трех местах (трибханга-лалита), лучший из танцоров (натавара) Шьямасундара и играл на флейте. Рядом с Ним была дочь Вришабхану Махараджа. Видя несравненную Божественную Чету, я не смог совладать с собой и, потеряв сознание, упал на землю. Не знаю, как долго я пробыл в таком состоянии. Очнувшись, я осмотрелся, но, несмотря на долгие поиски, так и не смог получить Их даршан».
Шрила Бхактивинода Тхакур в этой песне выразил свои сокровенные чувства и переживания. «Гаите говинда нама упаджила бхава грама декхилама ямунара куле – в то время, как я повторял и пел сладостные имена Господа, внезапно на берегу Ямуны под большим баньяновым деревом я увидел Кришну. Он принял прекрасную позу, изогнув тело в трех местах, и чудесно играл на флейте».
Благодаря силе святых имен в сердце садхаки проявятся такие лилы, как игра Кришны на флейте, а также Его любовные игры со Шримати Радхикой.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Книга "Сокровища сердца", глава 9