Вчера в утреннем классе мы обсуждали, что в соответствии с объяснениями Шрилы Бхактивиноды Тхакура в «Джайва-дхарме», джива является атомарной частичкой или сознанием, обладающим качествами и знанием и описывается как ахам. Ахам означает «я», «я - действующий».
В нашем обусловленном состоянии баддха есть также ахамбхава, т.е. настроение «я - действующий», но в трансцендентном мире, в освобожденном состоянии мукта-даша тоже существует аханкара. В нашем обусловленном состоянии ахам исходит из телесного отождествления. Это называется дехатма-буддхи. Существует множество видов различных отождествлений: «я – мужчина», «я – женщина», «я – сын этого человека» и т.д. Таким же образом, в трансцендентном мире существует трансцендентная ахамбхава «я», например, Нанда Махарадж говорит: «Я – отец моего сына Кришны». А мама Яшода утверждает: «Я – мама моего сына Кришны».
Здесь, в этом мире, в обусловленном состоянии тоже есть чувство отцовства и материнства, но все это называется джара-абхиман. То есть здесь все материально и называется ложным эго, потому что махамайя создает иллюзию. Это не настоящее отождествление. У обитателей же трансцендентного мира трансцендентные тела и концепции, и их абхиман – совершенный.
Когда Нанда Махарадж говорит, что Кришна – его сын, это так и есть. Нанда Махарадж так думает, и это правда. Мама Яшода тоже думает, что Кришна – ее сын. Почему? Потому что она родила Его. Существует джанма-лила, лила рождения Кришны.
В этом материальном мире мать тоже дает рождение ребенку. Она может сказать: «Это мой сын», - но почему это отождествление является ложным? Потому что мать дает рождение телу ребенка, но не душе. Она говорит: «Я родила сына», но это не является истиной. А в духовном мире под влиянием и по милости Йогамайи мама Яшода рожает Кришну. Возникает вопрос: «Почему там, в духовном мире, отождествление является истинным, а не ложным, ведь у Бхагавана нет отца и матери? Он же самопроявленный? И как возможно, чтобы Яшода родила Кришну?»
Уддхава тоже не может этого понять. Он пришел во Врадж, и никак не сообразит. Может ли Кришна быть сыном Нанды Махараджа в соответствии с таттва-вичаром? Нет. Как это возможно? С точки зрения таттвы невозможно сказать, что Кришна – это сын Нанды Махараджа. Веды, Пураны, Упанишады объясняют, и Сам Кришна говорит: «У Меня нет ни отца, ни матери». На мата на пита. Атма, душа, на санскрите называется аджа, т.е. тот, кто не принимает рождение. Кришна тоже аджа. Атма является аджа, и Кришна также является аджа. У Него нет рождения. Но с точки зрения раса-вичара, Кришна – это сын Нанды и Яшоды.
Ахамбхава Нанды и Яшоды совершенная. По этой причине Кришна вкушает ватсалья-расу, родительскую любовь из сердец Своих родителей.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Лондон, 16 июня 2017