Шрила Гурудев: Дикша не происходит за один день. Анустханика-дикша, формальный обряд может произойти за пять минут, когда ученик подходит к Гуру, предлагает ему цветы, фрукты и дакшину, а тот дает ему мантры и священный шнур. Но парамартхика-дикша - это то, что приходит через хари-катху.
Парамартхика-дикша бывает двух видов: панчаратрика-дикша и бхагаватия-дикша. Панчаратрика-дикша проходит согласно «Нарада-панчаратре» в виде правил и предписаний, изложенных в шастрах. Следование этим правилам носит название вайдхи-бхакти. Адоу-гуру-падашрайа, дикша, шикша, вишрамбхена гурох-сева, и т.д. Всего 64 анг бхакти. А бхагаватия-дикша – это постоянное слушание могущественной хари-катхи из уст истинного гуру. В результате этого процесса садхака постепенно обретает вкус этого гуру и особую жадность в сердце.
Внимая сладостным развлечениям Божественной Четы, в особенности тем эпизодам, где гопи служат Кришне, у него возникнет сильное желание служить так же, и это настроение проявится естественным образом по милости Гуру и Кришны, а не так, когда кто-то намеренно говорит: «Я - Расагула Манджари».
Внимая сладостным развлечениям Божественной Четы, в особенности тем эпизодам, где гопи служат Кришне, у него возникнет сильное желание служить так же, и это настроение проявится естественным образом по милости Гуру и Кришны, а не так, когда кто-то намеренно говорит: «Я - Расагула Манджари».
В «Джайва-дхарме» Шрила Бхактивинода Тхакур объяснил, что в результате слушания повествований из писаний у Враджанатха появилось сильное спонтанное желание пасти коров с Кришной под руковоством Субала, а у Виджая Кумара – принять участие в тех лилах, где Лалита-деви плетет гирлянды и предлагает их Шримати Радхике. Жадность приходит, когда семя слушания хари-катхи вырастает и дает плоды. Это называется бхагаватия-дикша или рагануга-бхакти. Тогда все быстро проявляется в сердце, и очень скоро приходит самбандха-гьяна, знание о взаимоотношениях. Но для этого садхака должен общаться с преданными, которые находятся в одном с ним настроении.
шримад-бхагаватартханам
асвадо расикаих саха
саджатийашайе снигдхе
садхау сангах свато варе
(Ч.-ч., Мадхья, 22.131)
«Наслаждаться постижением смысла “Шримад-Бхагаватам“ следует исключительно в обществе чистых преданных. Необходимо общаться с преданными, которые более опытны, чем мы сами, и которые испытывают к Господу привязанность, подобную нашей».
Он должен быть связан с теми, чье сердце кристально чисто, но и его сердце тоже должно быть чистым.
Возвышенный гуру, который знает всю таттва-сиддханту и раса-сиддханту, способен разрушить все анартхи в сердце садхаки и разрубить мечом знания все узлы, которые его держат. Один из самых мощных узлов – это желание стать майявади, другой мощный узел – это стремление стать гопи преждевременно. Гуру забирает все ненужные желания и разрушает сомнения в сердце ученика.
Вопрос: Если парамартхика-дикша происходит сама по себе, то зачем необходим формальный обряд анустханика-дикши?
Шрила Гурудев: У нас есть шрути и смрити. В «Хари-бхакти-виласе» говорится, что невозможно действовать по собственному соображению и доверять своему воображению. Господь Рамачандра, Чайтанья Махапрабху, Кришна - все Они принимали дикшу. Нельзя делать то, что заблагорассудится. Без дикши не придет шраддха. Если речь идет об освобожденной душе, то это другое дело. Например, Харидас Тхакур ни у кого не принимал дикшу. Шрила Рупа Госвамипад принял дикшу, тем не менее, он никогда не упоминал о своем Гуру. Но вы не Рупа и не Харидас. Поэтому нужно получать дикшу согласно всем правилам. Это очень важно. Нельзя пренебрегать шастрами. Вся наша гуру-варга подчеркивает важность как анустханика-дикши, так и парамартхика-дикши.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Красноярск, 2 мая 2011