С тех пор как Кришна стал известен как царь Двараки, Он никак не мог забыть о враджаваси. Кришна не мог вернуться во Вриндаван, и Уддхава с Баладевой Прабху побуждали Его: «Отправляйся во Вриндаван и утешь жителей Враджа, а особенно гопи». Кришна все обещал: «Я пойду, пойду», - но не шел. Наконец Баладева Прабху сказал: «Я Сам пойду и попытаюсь утешить враджаваси». Вот что говорит об этом Шукадева Госвами:
«О лучший из Куру! Однажды Господь Баларама, желая посетить Своих дорогих друзей, взошел на колесницу и отправился в Нанда-Гокулу. Страдающие в разлуке мальчики-пастушки, друзья Кришны и Нанда Махарадж обняли Балараму Прабху. Он в великой радости поприветствовал Своих родителей и произнес подобающее молитвы.
Старшие гопи возраста Его матери обняли Его. Таким образом, Баладева Прабху оказал почтение всем враджаваси. Когда Нанда Баба и Яшодамайи увидели своего сына после долгой разлуки, слезы потоком хлынули из их глаз, а голос прервался. Баладева Прабху сел на колени маме Яшоде. Он успокоил враджаваси, рассказав им о Кришне. Затем чуть позже подошли молодые девушки Враджа. Они сказали: ‘’О! Нас посетила такая удача! Камсу убил наш дорогой и родной друг”».
Старшие гопи возраста Его матери обняли Его. Таким образом, Баладева Прабху оказал почтение всем враджаваси. Когда Нанда Баба и Яшодамайи увидели своего сына после долгой разлуки, слезы потоком хлынули из их глаз, а голос прервался. Баладева Прабху сел на колени маме Яшоде. Он успокоил враджаваси, рассказав им о Кришне. Затем чуть позже подошли молодые девушки Враджа. Они сказали: ‘’О! Нас посетила такая удача! Камсу убил наш дорогой и родной друг”».
Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что жители Враджа не поверили в то, что Кришна убил Камсу. Они подумали, что Камса оставил тело из-за собственных грехов. Девушки, испытывающие влечение к Кришне, спросили Его брата: «Счастлив ли Кришна в Двараке?» Баларама ответил: «Как Кришна может быть счастлив в разлуке с вами?» А гопи ответили: «Кришна там наслаждается в этом городе в обществе прекрасных женщин. Как же Он может ощущать разлуку с нами, простыми деревенскими девушками? Должно быть, Он счастлив».
Вы можете спросить, как же гопи Кришны могли говорить со Шри Баладевой. Согласно индийской культуре молодые девушки не могли этого сделать. Но тогда они впервые заговорили с Ним, потому что их према выросла до неимоверных размеров. Они оставили всю свою ладжу (стеснительность). Шрила Вишванатха Чакраварти говорит, что махабхава имеет склонность нарастать, поэтому према гопи к тому моменту уже стала махабхавой-стхити. Гопи первый раз свободно заговорили с Господом Баладевой. Они сказали: «Мы знаем наверняка, что городские женщины не могут сделать Кришну счастливее, чем мы. Кришна должен помнить о том, как мы делали для Него гирлянды, умащали Его сандалом, омахивали Его опахалом и застилали Его ложе. Вспоминает ли Он хоть иногда то служение, которoе мы оказывали Ему? До сих пор ли кункума украшает Его сильные руки?»
Баладева Прабху пробыл во Вриндаване несколько месяцев и увидел глубокую разлуку гопи.
двау масау татра чаватсин
мадхум мадхавам эва ча
рамах кшапасу бхагаван
гопйнам ратим авахан
(Шримад-Бхагавтам 10.65.17)
Шукадева Госвами объясняет, что Господь Баларама жил во Вриндаване в месяцы мадху и мадхава. Это был весенний сезон, в который Он явил сладостный танец-раса с гопи. В ходе враджа-мандала-парикрамы мы посещаем это раса-стхали, называемое Рама-гхат.
Многие люди выдвигают аргумент: «Как возможно, чтобы Баладева Прабху совершил танец-раса с гопи Кришны? Разве это не является греховной деятельностью? Когда Баладева был во Вриндаване, Он являл раса-лилу со Своими гопи, а Кришна - со Своими. Но сейчас Он пришел во Врадж и танцевал не только со Своими гопи, но и с гопи Кришны. Как это так?»
В этой связи Шрила Вишванатха Чакравартипад и наши ачарьи объясняют: «Раса-лила вовсе не таит в себе ничего дурного. Она не греховна, а духовна. Трансцендентные песни и танцы — это нитья-гита. Баладева Прабху пел и танцевал с гопи, обнимал и целовал их. Все это похоже на греховную деятельность, но наши ачарьи объясняют, что она присуща лишь этому материальному миру. Даже на райских планетах нет никаких грехов. А где совершается танец раса? За пределами Айодхьи, Двараки и Вайкунтхи.
Кришна являл этот танец лишь во Вриндаване и только со Своими гопи. Он не являл его в Двараке с царицами, хотя некоторые глупцы не соглашаются с этим. Они утверждают, что Кришна заиграл на флейте на берегу океана в Двараке, и все царицы, влекомые мелодией, вышли из своих дворцов, но Деваки их остановила. Это настроение сахаджий. Кришна не играл на флейте в Двараке. Он оставил ее во Вриндаване вместе с короной и павлиньим пером.
Шрила Рупа Госвами в «Лагху-бхагаватамрите» приводит слова Кришны, который говорит: «Я не сделаю ни шага из Вриндавана, и всегда буду в нем».
Попытайтесь понять, что Дваракадхиша-Кришна всегда пребывает в Двараке, а Вриндавана-Кришна всегда остается во Вриндаване. Это Йогамайя создает настроение разлуки, благодаря которому враджаваси думают, что Кришна оставил Вриндаван.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Москва, 2 апреля 2007