Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что все зависит от ручи садхаки. Вкус (ручи) к слушанию хари-катхи постепенно развивается уже на стадии садханы, и преданный будет чувствовать, как его сердце наполняется любовью. Благодаря хари-катхе и шрота (слушатель), и бхакта (тот, кто дает хари-катху) будут испытывать очень большой вкус, ручи.
«Шри Харинама-чинтамани» утверждает: «В начале духовной жизни гуру и ученик вместе должны найти естественную склонность ученика (ручи) к расе.
Это означает, что Гурудев будет испытывать ученика, чтобы определить его свабхавику, естественный вкус.
Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет это в «Джайва-дхарме». Враджанатха спросил Гурудева: «Какое у меня служение и раса, как мне служить Кришне»? В ответ Гурудев спросил: «А какова природа твоего ручи? Какие особые чувства появляются в твоем сердце, когда ты читаешь ”Шримад-Бхагаватам“ и слушаешь хари-катху?»
Поэтому, когда мы слушаем хари-катху, развивается определенный вкус, жажда испытывать который придет спонтанно. Это не просто подражание.
«Когда я читаю ”Шримад-Бхагаватам”, – ответил Враджанатха, – мне хочется пасти коров с Кришной». Тогда Гурудев объяснил: «У тебя вкус к сакхья-расе, поэтому тебе следует практиковать памятование в сакхья-бхаве».
Когда же Виджай-кумар сказал Гурудеву: «Читая ”Шримад-Бхагаватам”, я испытываю желание делать гирлянды для Шри Радхи и Шри Кришны», – Гурудев ответил: «В соответствии с твоим ручи ты можешь служить Шри Радхе-Кришне в мадхурья-расе под руководством Лалиты-сакхи».
Итак, когда садхака слушает хари-катху, в его сердце спонтанно проявляется определенный вид ручи.
В то же время, поскольку ум блуждает тут и там, приходит анартха-даша, и вы не понимаете, что происходит. На уровне анартха-даши пробудившийся ручи еще смешан с материальными желаниями, поэтому вы не можете распознать, истинный он или нет. Однако, когда садхака освобождается от анартх, все становится понятным, так как этот вкус присущ самой природе живого существа.
ануграхайа бхактанам
манушам дехам астхитах
бхаджате тадрших кридах
йах шрутва тат-паро бхавет
(Ш.-Б., 10.33.34)
«Из милости к преданным Бхагаван Шри Кришна нисходит в подобном человеческому облике и совершает Свои изумительные игры, услышав о которых, преданный захочет служить Ему».
Господь являет такие игры в материальном мире, чтобы возвышенные преданные в мадхурья-расе, услышав их, почувствовали некоторый вкус.
Не слушая хари-катху, невозможно развить ручи. Если человек никогда не слышал о расагулле (молочной сладости), откуда придет желание насладиться ею? Только когда вы услышите о прекрасном вкусе расагуллы, вы спросите: «А что это такое ? Где мне ее достать?» Тогда придет жажда.
Возвышенные игры Господа в настроении супружеской любви постоянно проходят в непроявленном духовном мире, апраката-чит-джагат. Там вечные спутники, нитья-парикары, всегда погружены в божественную любовь.
Почему Шри Кришна милостиво проявляет эти лилы в материальном мире?
Йах шрутва тат-паро бхавет – когда вы слушаете лила-катху, сладостные повествования, необходимо погрузиться в них с чувством: «О, я так хочу этого!» И если появится хоть малейший вкус, вы будете стремиться слушать все больше и больше.
Мадхавендра Пурипад отправился из Ремуны в Баласор (Орисса), где находится Божество Гопинатха. Он подумал: «Я спрошу у пуджари, какие угощения предлагают Гопинатхе, чтобы мы могли приготовить и предложить то же самое Шри Гопалу». «Вечером мы подносим Божеству сладкий рис в двенадцати глиняных горшочках, – ответил пуджари. – Вкус этого риса подобен нектару (амрите), и потому его называют амрита-кели». Мадхавендра Пурипад удивился: «Что это за амрита-кели? Если бы я попробовал немного этого прасада от Тхакурджи, то смог бы приготовить такое же блюдо для своего Гопала».
Почему я все это рассказываю? Просто услышав название этого блюда, вы испытаете жажду. Какую жажду? Вы захотите попробовать его, а однажды отведав, постараетесь приготовить сами. Сначала у вас может ничего не получиться. Например, вместо сахара вы можете по ошибке добавить соль. Однако, пытаясь снова и снова, вы достигнете совершенства в приготовлении этого блюда.
Поэтому Шрила Бхактивинода Тхакур говорит: тат-паро бхавет – необходимо погрузиться в лилы. Таков путь достижения игр Шри Шри Радхи и Кришны.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
"Сокровища сердца", глава 7