Господь Шри Чайтанья Махапрабху спросил Шрилу Харидаса Тхакура: «Как обусловленные души могут обрести нама-расу, сладостный вкус святого имени»?
Шрила Харидас Тхакур очень смиренно вознес молитвы лотосным стопам Махапрабху: «О Прабху, если Ты прольешь на меня Свою милость, я смогу что-то рассказать о нама-расе».
Раса появится, если четыре ее составляющих проявятся на основе стхайибхавы (постоянного экстаза). Их сочетание и есть раса. Эти четыре составляющих следующие: вибхава (особый экстаз), анубхава (вторичный экстаз), саттвика (естественный экстаз) и вьябхичари (преходящий экстаз). Когда эти четыре ингредиента проявятся на платформе стхайибхавы, – это и есть раса.
В «Шри Чайтанья-чаритамрите» Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами объясняет, что сочетание этих четырех составляющих формирует расу, или вкус. Кришна же неотличен от расы:
премадика стхайи-бхава самагри-милане
кришна-бхакти раса-рупе пайа паринаме
«Когда постоянные экстатические эмоции (нейтральное настроение, настроение слуги и т.д.) смешиваются с другими компонентами, любовное преданное служение Господу трансформируется, обогащаясь трансцендентными вкусами».
вибхава анубхава саттвика вйабхичари
стхайи-бхава 'раса' хайа эи чари мили
(Ч.-ч., Мадхья, 23.47-48)
«Постоянный экстаз становится все более и более сладостным, смешиваясь с особыми, вторичными, естественными и преходящими экстатическими эмоциями».
В «Шри Харинама-чинтамани» Господь Шри Чайтанья Махапрабху говорит: «Мой дорогой Шрила Харидас, просто благодаря своей безупречной преданности ты обладаешь всем знанием. Все ведические философские истины о Бхагаване, дживе, майе, чистом святом имени, нама-абхасе и нама-апарадхе проявляются в твоих словах. Не зря говорится, что Веды, ликуя, танцуют на твоем языке». Господь, полностью удовлетворенный Своим преданным, теперь хочет услышать из уст Шрилы Харидаса наставления о нама-расе, сокровенной духовной науке о сладостных вкусах святого имени.
Господь Шри Чайтанья Махапрабху очень смиренно попросил Шрилу Харидаса Тхакура: «Пожалуйста, объясни нама-расу», поскольку Шрила Харидас Тхакур был духовным наставником святого имени – нама-ачарьей.
Приведем пример, который поможет проиллюстрировать этот момент. Если вы хотите совершенным образом приготовить йогурт, называемый расала, что вы сделаете? Даже имея все необходимые ингредиенты, вы не сможете правильно приготовить блюдо, если не будете следовать рецепту. Чтобы приготовить расалу, необходимы йогурт, леденцы, гхи, черный перец, камфара, но если вы не знаете, в каких пропорциях их смешивать, вы не сможете приготовить расалу правильно. Таким же образом, в «Шри Харинама-чинтамани» Шрила Харидас Тхакур объясняет этот момент с глубоким почтением к расе. Вибхава, анубхава, саттвика и вьябхичари – это и есть четыре ингредиента. Однако как и в каких пропорциях нужно смешивать их на основе стхайибхавы? Шрила Харидас Тхакур объясняет это очень наглядно и детально.
Просто повторять святые имена – этого еще недостаточно. Сначала мы можем повторять святое имя с оскорблениями (нама-апарадху), затем – нама-абхасу, подобие святого имени.
сада нама-апарадха кабху намабхаса
Когда приходит нама-абхаса? Если вы освободились от всех видов оскорблений, но знание о взаимоотношениях, самбандха-гьяна, еще не проявилось в вашем сердце, то ваше повторение – нама-абхаса. Когда же вы воспеваете святое имя без оскорблений и с самбандха-гьяной, то это шуддха-нама.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
«Сокровища сердца», глава 1