Жил некогда один брахман. Он был таитхика-випра, потому что путешествовал по различным святым местам Индии. В этой стране есть много садху, которые, подобно Нараде Риши, переходят из одного святого места в другое, принимают омовение и повторяют гаятри-мантры. Однажды этот странствующий брахман пришел в дом к Джаганнатхе Мишре и Шачидеви в Навадвипа-дхаме, Маяпуре. Их сын Нимай (Господь Чайтанья Махапрабху) был тогда маленьким мальчиком трех-четырех лет. Мать Нимая, Шачидеви, была очень благочестивой женщиной. Если какой-нибудь святой приходил к ней в дом, она сразу предлагала ему место для отдыха и прасад.
В Индии, а особенно в Бенгалии, существует традиция встречать водой и пищей того, кто приходит к вам в дом. Таитхика-випра обратился к хозяевам дома: «Я очень возвышенный брахман и не буду принимать то, что вы приготовили, но приготовлю сам». Шачимата ответила: «Хорошо. Я дам Вам рис, дал (бобовые) и все для сабджи». Брахман взял продукты и начал готовить для своего Божества Нараяна Шилы, а когда все закончил, то принялся предлагать свое подношение. Сев напротив Божества, он закрыл глаза и стал повторять гопала-мантру. В это время маленький Нимай подбежал к прасаду и начал его есть.
Брахман открыл глаза и увидел, что ребенок принимает его подношение. Этот мальчик был таким прекрасным! Его тело сияло как расплавленное золото! Он посмотрел на брахмана и улыбнулся, сверкнув Своими белыми зубками. Когда гость увидел маленького Нимая, его сердце растаяло, и из глаз покатились слезы. Но все же он подумал: «Я брахман, а этот мальчик осквернил мой прасад!» Таитхика-випра сказал Шачимате: «Ваш ребенок испортил подношение, и я не буду есть его».
Тогда Шачимата стала ругать Нимая: «Эй, почему Ты дотронулся до прасада?» Малыш ответил: «Это не Моя вина. Брахман позвал Меня, поэтому Я пришел и съел его приготовления». Что это значит? Гопала-мантра — это кришна-мантра, и Шриман Махапрабху это Сам Шри Кришна. Когда вы повторяете гопала-мантру или кришна-мантру, вы общаетесь с Самим Кришной. Поэтому Нимай сказал: «Я не виноват. Он звал Меня, повторяя гопала-мантру — вот Я и пришел». Однако, находясь под влиянием Йогамайи, брахман не понял, о чем говорит ребенок. Он, как и все остальные, думал, что Нимай просто маленький сорванец. Шачимата пригрозила сыночку: «Больше не прикасайся к подношению этого брахмана», — однако гость уже не хотел ничего принимать.
Шачимата и Джаганнатха Мишра очень сильно расстроились: «Как же так! Неужели вы не примете прасад? Давайте мы вновь дадим вам все ингредиенты для приготовления?» Они еще раз обеспечили брахмана всем необходимым, и тот принялся за дело.
Через пару часов новое блюдо стояло перед Божеством. Брахман закрыл дверь и начал повторять гаятри-мантры. Открыв глаза он вновь увидел смеющегося ребенка, поедающего прасад Своими белоснежными зубками. До чего же прекрасным был этот малыш! Сердце брахмана вновь начало плавиться, и слезы катились по его лицу. Тем не менее, он был обеспокоен: «Как я приму эту пищу?» Таитхика-випра сказал Шачимате и Джаганнатхе Мишре: «Я больше не буду принимать у вас прасад. Я готовил уже два раза, но ребенок все портил».
Тогда отец разгневался на маленького Нимая. Он взял прутик и пригрозил малышу. Нимай заплакал, и брахман решил защитить Его. «Послушайте, — сказал он. — Нимай маленький мальчик и не ведает, что хорошо, а что плохо. Не зная, что пища предназначена для Господа, Он просто подходит и начинает есть ее. А возможно, Сам Господь не позволяет мне принять прасад в вашем доме».
Брахман уже собирался покинуть дом, но тут к нему подошел старший брат Нимая Вишварупа. Удивительно привлекательный, облаченный в священный шнур, он очень смиренно попросил гостя сделать еще одну попытку приготовить еду и предложить ее Божеству, и тот согласился. На часах было уже около девяти часов вечера. Шачимата в очередной раз отправилась за продуктами, и, когда брахман получил их, он вновь начал готовить. Новое блюдо было готово уже за полночь. Шачимата взяла спящего Нимая, отнесла Его к соседям и заперла в комнате.
Как только брахман закрыл глаза и начал медитировать на Кришну, повторяя мантру, маленький Нимай вновь возник перед ним и стал есть прасад. Но как Он выбрался из запертой комнаты? Нимай это Сам Бхагаван, Шри Кришна, и Его невозможно запереть. Брахман вновь наблюдал за прекрасным мальчиком, и слезы текли из его глаз.
«О брахман, ты знаешь, кто Я такой? — сказал Нимай, — Ты звал Меня, повторяя Мою мантру».
Читая кришна-мантру, вы взываете к Богу, и Он открывает перед вами Голоку Вриндавану. Если вы будете правильно повторять эту мантру, то Кришна в образе Параматмы, которая живет в вашем сердце, изойдет из него и дарует вам Свой даршан. Господь также будет сходить с ваших уст, если вы все время будете воспевать Его имена.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Алтайский фестиваль, 6 сентября 2013