Уму нравится находиться в асат-санге. Он всегда стремится попасть туда и привлекается всем неблагоприятным. Такова его природа. Он, как поток воды, всегда падает вниз. Воду можно заставить течь вверх, только применив силу. Точно также общение с садху принудительно толкает ваш ум вверх, возвышая его. Но если вы снова остаетесь одни без садху-санги, он тут же подталкивает вас к чувственным удовольствиям, заставляя катиться по наклонной. О чем говорят писания? Всегда находиться в садху-санге, потому что садху и гуру переносят ваш ум во Вриндаван.
лава-матра садху-санге сарва-сиддхи хайа
(Ч.-ч., Мадхья, 22.54)
«Даже одного мгновения общения с чистым преданным достаточно, чтобы достичь совершенства. Таково заключение всех священных писаний».
Все явленные писания прославляют общение с садху. В «Шри Манах-шикше» говорится:
асад-варта-вешйа висрджа мати-сарвасва-хараних
катха мукти-вйагхрйа на шрну кила сарватма-гиланих
апи тйактва лакшми-пати-ратим ито вйома-найаним
врадже радха-кршнау сва-рати-мани-дау твам бхаджа маннах
(стих 4)
«О, мой брат ум! Прошу тебя, навсегда оставь презренные мирские беседы. Подобно продажной женщине, крадущей у своего любовника все сбережения, они похищают чистый разум человека. Ты должен без колебаний отвергнуть любые разговоры об освобождении, которые, как кровожадная тигрица, пожирают твою душу. Более того, отбрось привязанность даже к Лакшмипати Шри Нараяне, ибо эта привязанность ведет на Вайкунтху. Живи во Врадже и поклоняйся Шри Радхе и Кришне, дарующим преданному бесценное сокровище рати (любовной привязанности) к Ним».
аре четах продйат-капата-кутинати-бхара-кхара
кшаран-мутре снатва дахаси катхам атманам апи мам
сада твам гандхарва-гиридхара-пада-према-виласат
судхамбходхау снатва свам апи нитарам мам ча сукхайа
(стих 6)
«О нечестивый ум! Встав на путь садханы, ты надеешься очиститься под обжигающей струей ослиной мочи лжи и лицемерия и тем самым причиняешь страдания и себе, и мне — дживе. Прекрати! Доставь радость нам обоим, постоянно омываясь в нектарном океане чистой любви к лотосным стопам Божественной Четы, Шри Шри Радхи и Кришны».
Омовение в моче осла означает двуличие и лицемерие, называемые капата. Это когда внутри - одно, а снаружи - другое. Но ум должен быть чистым. Никакого двуличия и лицемерия быть не должно. Каждый день изучайте «Манах-шикшу». Там описывается, как надо наказывать ум. Если вы не будете его отчитывать, он никогда не возвысится, потому что ему нравится то, что плохо. Люди говорят: «Нам нравится это», - но то, что вам нравится не есть хорошо.
Однажды Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада спросил у своих учеников: «Что вы любите кушать?» Каждый дал свой ответ. И Прабхупада сказал: «Чтобы научится контролировать свой ум, вы не должны есть то, что ему нравится». Если вы призовете его к порядку, значит обуздаете вожделение, гнев, зависть, ревность, и т.д., потому что все они проистекают из ума.
В «Бхагавад-гите» Кришна рассказывает, как йоги овладевают умом с помощью определенных практик. Хотя им это удается, но их достижения временны. Они не могут усмирить свой ум раз и навсегда. Это как пытаться выпрямить закрученный хвост собаки. Один человек смазал его топленым маслом гхи, распрямил и примотал к палке. Через семь дней он развязал веревку, подумав, что хвост уже выпрямился, но тот тут же принял свое исходное положение. На что это похоже? С помощью кармы, гьяны, йоги и тапасьи невозможно совладать со своим умом. Если и возможно, то только на какое-то время.
По этой причине Господь Чайтанья Махапрабху сказал, что необходимо управлять умом с помощью воспевания святых имен и общения со святыми. Когда вы общаетесь с садху, вы становитесь достойными людьми: наносите тилак и одеваете одежду преданных, но, если вы не с садху, значит, вы обычный неразумный человек. Попытайтесь стать достойными. Как это сделать? С помощью садху-санги. Когда садху вас ругает, он таким образом очищает ваше сердце. Поэтому всегда общайтесь с такой личностью и оставьте дурное общение.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Бразилия, 6 января 2019