Вопрос: О чем мы должны думать во время Гаура—арати?
Шрила Гурудев: Мангаларати — это арати конца ночи, нишанта-лила. А Гаура-арати — это время, когда Кришна приводит с пастбищ стада коров. В это время гопи находятся в том же настроении, что и преданные Господа Чайтаньи Махапрабху в Навадвипа—дхаме.
Здесь следует обратить внимание на два момента. Первый — что делает в Навадвипа—дхаме в это время Шри Чайтанья Махапрабху, a второй — что делает Кришна.
Существует две разновидности ашта-калия-лилы. Одна — это Гаура-ашта-калия-лила, а другая — Радха-Кришна-ашта-калия-лила.
Гаура-арати совершается в ашта-калия-лиле Чайтаньи Махапрабху. Джайа джайа горачандер аратико шобха джахнави-тата-ване джага-мано-лобха. Шри Чайтанья Махапрабху принимает омовение в Ганге, а затем садится на ратна—симхасану. Босийачхе горачанд ратна-симхасане. Господь Чайтанья восседает на золотом троне, а Его преданные - Гададхара, Нитьянанда, Адвайта Ачарья, — выражают свое настроение и предлагают Ему арати. Таким должно быть настроение.
Подобным образом, Кришна гонит коров с пастбищ, а гопи, находясь чуть в отдалении, выражают свои чувства, бхавы. Итак, Чайтанья Махапрабху и Шри Шри Радха-Кришна действуют различным образом. Это Гаура—лила и Говинда—лила.
В лиле Махапрабху в незначительной степени присутствует настроение служения. Но эта дасья-раса отличается от той, что характерна для Айодхья—дхамы, так как это —настроение разлуки гопи. Это значит, что, когда Кришна исчезает, оставляя Шримати Радхику в Шрингарвате, Она ощущает боль разлуки с Ним: «О Кришна, где Ты?»
Шримати Радхика произнесла: «Я не могу идти…», поэтому Кришна сказал: «Хорошо, если Ты не можешь идти, садись Мне на плечи». И пока Радхарани пыталась взобраться Ему на плечи, Он исчез, а Она ощутила острую боль разлуки. Поэтому, в тот момент Шримати Радхика сказала: «Я — Твоя служанка!»
Что касается Ее настроения в целом, то Она никогда не говорит, что является служанкой Кришны. Она бы скорее могла сказать Ему: «Ты — Мой слуга» (Гурудев смеется), но в настроении разлуки Радхарани говорит: «Я -Твоя служанка».
Пребывая в подобном настроении, в тот момент Она находилась в дасья-бхаве, но не в той, которая типична для Ханумана в Айодхье. Потому что когда приходит настроение разлуки, оно пробуждает очень много смирения, и тогда естественным образом приходит эта высочайшая дасья-бхава.
Итак, гопи выражают свои чувства, находясь в некотором отдалении от Кришны.
В лиле Господа Чайтаньи Махапрабху, когда Он восседает на симхасане, Гададхара и Сварупа Дамодара выражают Ему свои чувства. У Шри Гауры есть множество различных видов преданных, в том числе, преданные в настроении Вайкунтхи. Все они здесь, но в соответствии со своей собственной бхавой, каждый из них выражает свои чувства к Господу Чайтанье Махапрабху.
Главными среди них являются Гададхара Пандит и Сварупа Дамодара. Они обладают высочайшим настроением — настроением Враджа и Шримати Радхики.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Бразилия, 16 января 2016