Вопрос: Что такое близкое служение?
Шрила Гурудев: Близкое служение связано с бхавой, определенным настроением.
шри-рупа-манджари-карарчита-пада-падма-
гоштхендра-нандана-бхуджарпита-мастакайах
ха модатах канака-гаури падаравинда-
самваханани шанакаис тава ким каришйе?
(Вилапа-Кусуманджали, 72)
«О Канака-гаури! О девушка, цвета расплавленного золота! В то время, когда Ты от усталости кладешь Свою голову на колени Кришне, а стопы на колени Рупе Манджари, и она нежно массирует их, одарит ли меня Рупа Манджари остатками своей севы, позвав взглядом, брошенным из уголков глаз, чтобы я продолжила делать Тебе массаж, пока она сама будет обмахивать Тебя веером».
Шрила Рагхунатха дас Госвами совершает садхану и мечтает получить служение. «О Рупа Манджари, могу ли я получить такое служение – массировать стопы Шримати Радхики?» Это и есть желание осуществлять близкое служение.
Радха и Кришна совершали танец раса и очень устали. Они отдыхают в сокровенном месте. Шримати Радхика лежит на коленях у Кришны. Его рука служит Ей мягкой подушечкой. А Рупа Манджари совершает близкое служение - очень нежно массирует лотосные стопы Шри Радхи. Такое настроение приходит к Шриле Рагхунатхе дасу Госвамипаду. И он повторяет эти слова: «Рупа Манджари, дай мне это служение». Это и есть близкое служение - сладостное настроение, исходящее из глубины сердца.
Вопрос: А в отношении гуру, что означает близкое служение?
Шрила Гурудев: Это значит распространять его послание и настроение по всему миру. Гуру хочет этого. Он хочет, чтоб вы везде проповедовали святые имена. Это называется гуру-вани. Об этом же говорил Господь Шри Чайтанья Махапрабху. Гаура-вани прачарине – это распространение послания Господа Шри Чайтаньи Махапрабху. Какого послания? Арадхйо бхагаван враджеша-танайас тад-дхама вриндаванам. Наш Иштадев – Враджендра-нандана Шьямасундара, и мы поклоняемся Ему во Вриндаване. Как поклоняться Кришне? В том же настроении, в котором это делают враджа-гопи. А каково их настроение? Паракия-бхава – настроение возлюбленных. Это высочайшая према, и она описана в «Шримад-Бхагаватам». Брахма, Шива, Уддхава мечтают получить хотя бы крупицу настроения Шримати Радхики.
Итак, гаура-вани прачарине. Махапрабху объясняет, что означает близкое служение - проповедь послания гуру и Кришны. Это очень важно. Вдохновляйте всех, кто приходит в сознание Кришны повторять святые имена. Именно об этом говорил Господь Гаурахари:
суна суна нитьянанда суна харидас
сарбатра амара аджна караха прачар
прати гхаре гхаре гия кара ей бхикша
бала кришна бхаджа кришна кара кришна шикша
(Чайтанья-Бхагавата, 2.13.8-9)
«Мои дорогие Нитьянанда и Харидас, пожалуйста, широко распространите Мое наставление. Идите в каждый дом и умоляйте о произнесении имени «Кришна», поклонении Кришне и познании Кришны».
Просите всех повторять святые имена и совершать бхаджан и садхану. Проповедуйте всем.
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Мы очень счастливы, потому что нас тут почти 80 человек. И мы отправляемся в разные йога-центры. Залы набиты нашими людьми. В самих йога-центрах 10, от силы 20 человек, но нас много. Когда они видят это, то вдохновляются.
Как нужно проповедовать? Когда проповедовал Шрила Бхактисиддханта Прабхупада, он путешествовал с 60-70 преданными. Это вдохновляло людей. Я один не могу, а когда нас много, то проповедь происходит сама по себе. Как увеличить наше количество? Проповедуя всем, собираясь вместе, не враждуя, а даря любовь всем и каждому. Это очень важно! Не выясняйте отношения, дарите любовь друг другу, иначе все будет разрушено.
Когда я приезжаю в Дели и провожу программы, то преданные из этого города очень вдохновляются, видя преданных Запада. Все вместе мы идем по дороге и воспеваем святые имена. На самом деле это вы проповедуете, а не я. Если не будете воспевать, никто не будет слушать вас, а если и будут, то быстро забудут.
Махапрабху сказал: «Кто совершает бхаджан и садхану только ради себя, тот эгоистичен». Также говорил и Прахлада Махарадж. Когда Нрисимхадев спросил его, какого благословения он хочет, Прахлада ответил: «Тот, кто совершает бхаджан и садхану ради своего собственного интереса - эгоистичен, потому что он хочет освободить только себя из этого мира. Ему нет дела до других. Но я так не хочу. Дай мне шакти, чтобы я мог совершать тебе бхаджан и садхану, и чтобы мог вдохновлять других совершать то же самое и повторять святые имена».
Есть два вида преданых: бхаджанананди и гоштйананди. Бхаджанананди – это те, кто совершает бхаджан-садхану только для себя. Их действия эгоистичны, т.к. они преследуют цель освободить лишь себя. Но гоштйананди – это те, кто практикует духовную жизнь и также вдохновляет других. Такой путь является лучшим. Прахлада Махарадж говорил: «Я совершаю бхаджан и садхану сам и в то же время проповедую». То есть и то, и другое должно присутствовать.
Так делал Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада, и так заведено в нашей гуру-парампаре. Повторяйте святые имена и проповедуйте. Говорите другим: «О брат! О сестра! Воспевай!» Это ваша обязанность. Такое служение Гурудеву называется близким.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Бразилия, 28 января 2016