Вопрос: Что Уддхава должен был сказать гопи, чтобы они его приняли?
Шрила Гурудев: Он должен был предаться лотосным стопам Шримати Радхики. Но увидев во Вриндаване настроение разлуки враджа-гопи, Уддхава подумал: «Кришна оставил даже таких возвышенных преданных для того, чтобы защитить Матхуру. Он может в любой момент оставить и меня. Поэтому я должен срочно вернуться к Нему».
Он не понял, что такое настоящая любовь. Любовь - как монета с двумя сторонами - милана и вираха, встреча и разлука. Уддхава познал все шастры, кроме одной – према-шастры или шастры любви. Поэтому он не смог понять настроение гопи и вернулся в Матхуру. Но когда Кришна ушел из материального мира, Уддхава наполнился настроением разлуки и вернулся во Вриндаван на Уддхава-кьяри, желая постичь великое настроение гопи.
Этот преданный находится в настроении айшварьи, благоговения и почтения, свойственных Двараке и Матхуре. Он просто не мог постичь бхавы гопи. Все живые существа, выходя из пограничной энергии Господа, уже имеют в себе настроение айшварьи или мадхурьи, которое невозможно изменить. Как в семени дерева заключены все его свойства, так и в живых существах заложен их потенциал. Как вы можете понять, станете вы служанкой Шримати Радхики или нет? Только пройдя все уровни бхаджана, начиная со шраддхи. Придя на уровень асакти, вы узрите образ своей сварупы и поймете, станете вы манджари или нет.
Воспевайте святые имена. Это единственный путь. Никто не может изменить то, что заложено в вас: ни садху, ни Кришна.
Уддхава, проявляясь в разные кальпы у берегов Уддхава-кунды, все еще медитирует, чтобы войти во враджа-лилу, но он не может поменять свое настроение айшварьи на мадхурью. Лакшми-деви тоже стремится попасть в танец-раса, но у нее нет потенциала служения во Врадже. Ее природа противоречит тем требованиям, которые перед ней выдвинул Кришна. В то же время олицетворенные Веды смогли воплотиться как враджа-гопи, потому что в них была заложена энергия настроения мадхурьи. Каждое живое существо обладает потенциалом для служения в духовном мире, и если оно очень удачливо, то этот потенциал проявится.
Вайшнавы говорят, что когда придет ручи, вкус к духовному, тогда материальный вкус исчезнет. С того времени вы будете жаждать слушать хари-катху от возвышенных преданных. Не может быть одновременно вкуса к материальной и духовной жизни. Если ваш духовный вкус то появляется, то исчезает, значит, он только воображаемый. Свет и мгла не могут быть вместе. Поэтому, когда у вас останется вкус только к кришна-наме и кришна-катхе, вам больше не захочется наслаждаться.
гауранга‘ болите хабе пулака шарира
‘хари хари‘ болите найане ба’ бе нира
ара кабе нитаи-чандер коруна хоибе
самсара-басана мора кабе туччха ха ‘бе
«Когда же мое тело охватит дрожь, как только я начну призывать имя Господа Гауранги, а при воспевании Харе Кришна мантры из моих глаз польются слезы? Когда же я обрету милость Господа Нитьянанды? Когда по Его милости очарование мирских удовольствий оставит меня?»
Многие преданные хотят одновременно предаваться чувственным удовольствиям и получить гопи-прему, но это невозможно. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур сказал, что нельзя ехать одновременно и на восток, и на запад.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Санкт-Петербург, 23 апреля 2011