Однажды Шри Чайтанья Махапрабху отправился в уборную. Он осознанно удерживал Свой язык от повторения святых имен, но один маленький мальчик по имени Гопал задал Ему вопрос: «Почему Ты сдерживаешься, чтобы не воспевать?» Махапрабху ответил: «Ты знаешь, Гопал, Мой язык все время без устали повторяет: "Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе". Но сейчас Я иду в отхожее место. Там Мое тело будет осквернено. Как же Я буду в таком состоянии повторять святое имя?»
Тогда маленький мальчик Гопал представил перед Господом Чайтаньей Махапрабху заключение писаний. Он рассказал историю об Аджамиле: «О Прабху, в «Шримад-Бхагаватам» приведен замечательный пример с Аджамилой, который лежал на смертном одре. Его тело было осквернено собственными испражнениями и слюной. Оно источало зловоние, привлекая комаров и мух. Никто не хотел подходить к Аджамиле, потому что он был великим грешником, маха-папи. Так, в одиночестве в тесной комнате он увидел трех Ямадутов. Очень испугавшись, Аджамила выкрикнул имя своего сына Нараяны».
Он звал не повелителя Вайкунтхи, а собственного сына. Ум Аджамилы был сосредоточен вовсе не на Вайкунтха-пати, и это повторение имени Господа зовется нама-абхасой.
Гопал рассказал эту историю, показав, что для повторения святого имени нет никаких правил и ограничений.
найанам галад-ашру-дхарайа
ваданам гадгада-руддхайа гира
пулакаир ничитам вапух када
тава нама-грахане бхавишйати
(Шикшаштака, стих 6)
[«О мой Господь, когда же глаза мои украсятся слезами любви, беспрестанно льющимися при пении Твоего святого имени? Когда же дрогнет мой голос и волосы на теле встанут дыбом при повторении Твоего имени?»]
Шестая шлока «Шикшаштаки» говорит о том, что Господь вложил все Свое могущество в святое имя, и мы так неудачливы, что у нас нет вкуса повторять его. Мальчик Гопал привел слова из «Шримад-Бхагаватам», подтверждающие, что тот, кто повторяет святое имя, немедленно становится чистым, и все трудности на его пути тут же исчезают.
Все наши великие ачарьи заключают, что нама-санкиртана очень могущественна. Я это говорю не для того, чтобы вы перестали мыться, полоскать рот и тому подобное, а то можно обрадоваться, что уже не нужно следовать никаким правилам. Это правда, харинаму можно повторять в любом состоянии и в любое время, даже лежа на кровати, чего не сделаешь с гаятри-мантрами, хотя и тут есть исключение, когда вы больны.
Но я еще раз хочу подчеркнуть, что нама-санкиртана очень могущественна. Если вы устали, то можете совершать ее лежа. Также, святые имена можно воспевать после посещения уборной, внутри ее и в ванной комнате. В «Чайтанья-Бхагавате» утверждается, что чем бы вы ни были заняты, всегда повторяйте святое имя. Нет никаких ограничений для этого процесса.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Днепр, 21 августа 2017