После того, как старший брат Нимая Вишварупа принял санньясу, Джаганнатха Мишра, не выдержав разлуки с ним, оставил свое тело. В Ведах есть традиция, предписывающая совершение поминальной церемонии умершим родителям. Она называется шраддха. По этой причине Господь Чайтанья Махапрабху отправился в Гайю, чтобы провести такую церемонию для Своего отца. «Шримад-Бхагаватам» говорит, что все может быть достигнуто с помощью нама-санкиртаны, и те, кто повторяет харинаму, не обязуются делать ничего другого. Тем не менее, Махапрабху ведет Себя подобно человеку, даруя таким образом наставление людям, живущим в обществе, следовать некоторым правилам этого общества.
После проведения церемонии шраддхи остается прасад, который предлагается предкам. Его нельзя принимать, потому что тот, кто сделает это, станет брахмаракшасом. Необходимо предложить этот прасад реке или океану.
Итак, Шри Чайтанья Махапрабху совершил поминальную церемонию. Однако, какова была истинная цель Его поездки? На пути в Калькутту есть станция, называемая Гайя. Это место содержит отпечаток лотосной стопы Вишну. Господь Шри Кришна Чайтанья отправился туда, чтобы получить даршан этого места.
Когда Он был в Гайе, туда пришел ученик Мадхавендры Пурипада Ишвара Пури. Махапрабху был очень счастлив получить даршан отпечатка стопы Вишну, но еще большее счастье Он испытал, встретив парама-маха-бхагавату Ишвару Пурипада. Он всецело предался этому чистому преданному и воскликнул: «Мое путешествие увенчалось успехом, ибо Я увидел лотосные стопы Своего Гурудева».
Тот, кто поклоняется лотосным стопам Гуру, не нуждается ни в чем другом, потому что все может быть достигнуто по милости лотосных стоп гуру-варги. Церемония шраддхи дарует освобождение четырем отцам, но совершение преданного служения освобождает несколько поколений семьи практикующего. Если у такого практикующего нет никаких знаний, и он просто получил посвящение у истинного гуру (речь идет о каништха-адхикари), то естественным образом семь поколений со стороны его матери и отца получают освобождение. Если он поднялся до уровня мадхьяма-адхикари (преданный среднего уровня), то четырнадцать поколений по его материнской и отцовской линии будут освобождены. А если преданный становится уттама-бхагаватой, то как минимум двадцать одно поколение со стороны его матери и отца становится освобожденным.
Итак, Шри Чайтанья Махапрабху воскликнул: «О, Гурудев! Я обрел полный успех, просто видя твои лотосные стопы». И затем Он получил дикшу у Ишвары Пурипада.
Некоторые люди говорят: Мне не нужно получать посвящение, и никакая дикша мне не нужна. Есть много сампрадай, в которых можно обойтись без этого». Но это неверно. Невозможно стать чьим-то учеником, просто увидев своего учителя по телевизору. Это не истинный процесс. Вы должны получить дикшу. Те, кто не получит мантру от истинного гуру, отправятся после смерти в ад, и после многих лет, проведенных там, получат рождение в теле животного. Настоящая жизнь начинается только после принятия прибежища у Гурудева. Вы должны покориться гуру и совершать серьезную садхану. Господь Чайтанья Махапрабху показывает Своим примером, что тоже принял гуру. Бхагаван Рамачандра также получил прибежище у лотосных стоп гуру Васиштхи.
Мантра, полученная от истинного гуру, очень могущественна. Вместе с ней Гурудев вложит в вас шакти, силу. Но те, кто не следует предписаниям Шрути, Смрити, Вед и Пуран, делая все, как ему заблагорассудится, не продвинется в духовной жизни. Шрила Рупа Госвами учит нас: «Сначала надо получить дикшу, шикшу, совершать вишрамбхена-гуру-севу, и т.д.».
Кто-то может возразить: «А почему у Харидаса Тхакура не было гуру?» Потому что он не такой как вы, Харидас Тхакур — это не обычная личность. Он — мукта маха-пуруша. Каждый день он воспевал три лакха чистого святого имени. А вы можете повторить хотя бы одно чистое святое имя? Нет, потому что вы баддха-дживы (обусловленные души), и вам нужно искать прибежище у стоп истинного гуру.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Дели, 28 марта 2017