«Шри Харинама-чинтамани» утверждает: «Среди сознающих себя джив (живых существ) те, кого привлекает чистое преданное служение, достигли конечной стадии эволюции. Джива может принять путь бхакти, только накопив достаточное количество сукрити (благочестия) из прошлых жизней. Когда такая джива развивает твердую веру, шраддху, она обретает общение с чистым преданным, духовным наставником. По своей милости духовный учитель дает инициацию в повторение Харе Кришна маха-мантры, святых имен Божественной Четы».
Так это очень удачливое живое существо принимает прибежище у лотосных стоп истинного гуру и начинает процесс, с помощью которого может достичь своей высшей цели.
Как уже обсуждалось ранее, существует два типа поклонения Господу. Один называется арчана-марг, а другой – смарана-марг. Арчана означает поклоняться Господу, следуя правилам и регулирующим принципам, указанным в писаниях (вайдхи-марг). Другой путь называется смарана-марг, или рагануга-бхакти-марг.
Сначала, когда садхака совершает бхаджан и садхану, он следует арчана-маргу, правилам и регулирующим принципам, данным в священных писаниях для поклонения Господу. Шрила Бхактивинода Тхакур объяснил, что по мере следования практике арчаны тело и ум садхаки будут очищаться. После этого он обретает квалификацию повторять святые имена путем памятования – смарана-марг, или рагануга-бхакти.
Ранее мы обсуждали, что даже если садхака совершает свое служение Господу только в уме, Господь принимает все его настроения. Я привел в пример бедного брахмана из Южной Индии, который служил Господу в уме и достиг совершенства.
Шрила Бхактивинода Тхакура объясняет, что существует три категории преданных Господа: каништха, мадхьяма и уттама.
«Шри Харинама-чинтамани» утверждает, что преданные-неофиты отвергают поклонение полубогам и поклоняются только Кришне, но при этом из-за отсутствия самбандха-гьяны у них есть определенные материальные желания.
Каништхи, или преданные-неофиты, имеют одну квалификацию – они не поклоняются полубогам или полубогиням. Также у них нет ни глубокого знания философии, ни знания о взаимоотношениях с Гурудевом и Кришной. Если приходят какие-то материальные проблемы, они могут оставить свое преданное служение и Тхакурджи; такова проблема неофитов:
арчайам эва харайе
пуджам йах шраддхайехате
на тад-бхактешу чанйешу
са бхактах пракритах смритах
(Ш.-Б., 11.2.47)
«Пракрита, или материалистичный преданный, невнимательно изучает шастры и в то же время пытается понять истинный стандарт чистого преданного служения. В результате он не оказывает должного почтения продвинутым преданным. Однако он может следовать регулирующим принципам, установленным его духовным учителем или семьей, в которой поклоняются Божествам. Он находится на материальной платформе, хотя пытается прогрессировать в преданном служении. Такая личность является бхакта-праей (преданным-неофитом), или бхакта-абхасой (имитацией преданного), из-за плохого знания вайшнавской философии».
Определение неофита таково: «арчайам эва харайе, пуджам йах шраддхайехате – он поклоняется Кришне с верой, но его вера очень “мягкая”».
йахара комала-шраддха, се'каништха' джана
краме краме тенхо бхакта ха-ибе 'уттама'
(Ч.-ч., Мадхья, 22.69)
«Тот, чья вера мягкая и неустойчивая, называется неофитом, но постепенно, следуя процессу, он достигнет уровня преданности первого класса».
В «Шри Чайтанья-чаритамрите» Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами объяснил, что тот, кто имеет слабую веру в гуру, Кришну и писания, называется каништха-адхикари.
Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет разницу между каништха-адхикари, или преданным-неофитом, и имперсоналистом. У имперсоналистов нет веры в то, что Господь имеет трансцендентную форму, и что Он совершает трансцендентную деятельность. Но преданный-неофит, несмотря на слабую веру, все же уверен, что Господь имеет прекрасный трансцендентный образ, и потому Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что преданный-неофит выше, чем имперсоналист. Если преданный-неофит не совершает каких-либо оскорблений лотосных стоп гуру и Кришны, регулярно воспевает святое имя и слушает хари-катху, его бхаджан и садхана улучшатся, и он станет мадхьяма-адхикари, преданным среднего уровня.
Также Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет, что процесс садханы – это повторение святых имен Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе должным образом и чисто, с безупречным произношением, нама-пушти-карана. Он наставляет садхаку слушать внимательно свое собственное произношение и концентрировать ум на святом имени, медитируя на образ Господа в процессе повторения определенного количества кругов святых имен. Время от времени каништха-адхикари должен сидеть перед виграхой, Божеством, памятуя Его прекрасный образ. Тогда постепенно святое имя проявится в его сердце.
Таким образом преданный станет мадхьяма-адхикари, преданным Господа среднего уровня.
«Шри Харинама-чинтамани» утверждает: «Преданный среднего уровня, мадхьяма, – чист и тверд в своей вере».
Мадхьяма-адхикари следует четырем типам поведения:
ишваре тад-адхинешу балишешу двишатсу ча
према-маитри-крипопекша йах кароти са мадхйамах
(Ш.-Б., 11.2.46)
«Преданный второго, среднего уровня, проявляет любовь к Верховной Личности Господа, дружелюбен ко всем преданным и очень милостив к неофитам и несведущим людям. Он игнорирует тех, кто завидует преданному служению».
Мадхьяма-адхикари обладает нежной любовью, премой к Господу. Он развивает дружбу, майтри, с преданными Господа, милостив, крипа, ко всем живым существам, и отвергает, упекша, тех, кто оскорбляет гуру, вайшнавов и шастры.
Мадхьяма-адхикари развивает три вида дружеских отношений с преданными: майтри-юкта-майтри, крипа-юкта-майтри, сева-юкта-майтри.
Майтри-юкта-майтри означает дружить с преданными, которые находятся на том же уровне, что и он сам, крипа-юкта-майтри – раздавать милость младшим, и сева-юкта-майтри – служить старшим.
шастра-йукти нахи джане дридха, шраддхаван
мадхйама-адхикари сеи маха-бхагйаван
(Ч.-ч., Мадхья, 22.67)
«Тот, кто не очень искусен в логике и аргументах, основанных на богооткровенных писаниях, но имеет твердую веру, считается преданным среднего уровня. Он также считается очень удачливым».
Постоянно повторяя святые имена, глубоко погруженный в философию и зная заключения писаний (шастра-юкти), садхака достигает стадии уттама-бхагавата (возвышенного преданного). «Шри Харинама-чинтамани» утверждает: «Уттама, или возвышенный преданный, абсолютно безразличен ко всему материальному и полностью предан Кришне. Чистое имя открывает себя тем, кто обладает исключительной верой в Кришну».
При последовательном продвижении (садхана-крама) приходит осознание святого имени Господа как Личности. Вначале преданный должен избегать десяти оскорблений святого имени и просто впитывать в себя святое имя благодаря постоянному воспеванию.
Когда мадхьяма-адхикари полностью освобождается от всех видов оскорблений, или апарадх, приходит реализация и самбандха-гьяна (знание об отношениях), и тогда он переходит на стадию уттама-бхагаваты. Вот признаки уттама-бхагаваты:
сарва-бхутешу йах пашйед бхагавад-бхавам атманах
бхутани бхагаватй атманй эша бхагаватоттамах
(Ш.-Б., 11.2.45)
«Личность, продвинутая в преданном служении, видит все связанным с душой всех душ, Верховной Личностью Бога, Шри Кришной. Поэтому он всегда видит Верховную Личность Бога как причину всех причин и понимает, что все покоится в Нем».
Уттама-бхагавата видит своего Иштадева, Божество, которому поклоняется, повсюду и понимает, что все живые существа служат его Иштадеву в соответствии с их настроением. Он не замечает ничего грубого и материального.
Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами объясняет в «Шри Чайтанья-чаритамрите»:
стхавара-джангама декхе, на декхе тара мурти
сарватра хайа ниджа ишта-дева-спхурти
(Ч.-ч., Мадхья, 8.274)
«Безусловно, маха-бхагавата, великий преданный, видит все, что движется и не движется, но повсюду он видит не формы этого мира, а только образ Верховного Господа».
вана декхи' бхрама хайа – эи 'вриндавана'
шайла декхи' мане хайа – эи 'говардхана'
йахан нади декхе тахан манайе – 'калинди'
маха-премавеше наче прабху паде канди'
(Ч.-ч., Мадхья, 17.55-56)
«Когда Шри Чайтанья Махапрабху шел по джунглям Джхарикханды (Мадхья Прадеш), Он был уверен, что это Вриндаван. Когда Он проходил мимо холмов, Он думал, что это Говардхан. Когда же Шри Чайтанья Махапрабху видел какую-нибудь реку, Он принимал ее за Ямуну. Переполняясь экстатичной любовью, Он танцевал и, рыдая, падал на землю».
Уттама-бхагавата – это возвышенный преданный Господа, преданный высшего класса. Он не замечает в этом мире ничего грубого, не воспринимает материальные объекты. Он видит только то, что его Иштадев находится в сердцах всех живых существ.
Стхавара-джангама декхе, на декхе тара мурти сарватра хайа ниджа ишта-дева-спхурти – множество различных экстатических настроений приходят в сердце чистого преданного.
Йахан нади декхе тахан манайе – 'калинди' – если чистый преданный видит какую-нибудь реку, он думает, что это Ямуна. Естественным образом все лилы в Ямуне, веселые игры в воде, проявляются в его сердце.
Шайла декхи' мане хайа – эи 'говардхана' – если чистый преданный видит небольшую гору или холм, он думает что это Гирирадж Говардхан, и все лилы на Гирирадже Говардхане приходят в его сердце. Вана декхи' брахма хайа – эи 'вриндавана' – если уттама-бхагавата видит какой-нибудь лес, он думает, что это Вриндаван, Сева-кундж, Нидхуван или Никунджаван, и все лилы, которые проходят в этих местах, естественным образом проявляются в его сердце.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Книга "Сокровища сердца", глава 5