Вчера мы обсуждали доктрину Шри Мадхaвачарьи, его философию, называемую двайтавада (дуализм). Я говорил, что в своей философии Мадхавачарья объясняет пять видов различий: между Господом и живым существом, между живыми существами, между материей и Господом, материей и дживой и между материями. Господь Чайтанья Махапрабху принял его философию, Мадхва-сампрадаю, поэтому наша сампрадая называется Брахма Мадхва Гаудия сампрадая. Несмотря на то, что Шри Чайтанья Махапрабху – Сам Господь, Он не стал проявлять какую-то новую сампрадаю. Наши писания описывают четыре из них: Шри, Брахма, Рудра и Санака-Санатана. Шриман Махапрабху выражал почтение другим сампрадаям и их философиям, но принял Мадхва-сампрадаю, потому что ее основная теория – это двайтавада, или дуализм.
Когда явились все четыре ачарьи – Мадхавачарья, Рамануджачарья, Нимбадитья и Вишнусвами, то они увидели, что имперсоналисты были очень сильны в проповеди и с успехом устанавливали собственную философию. Имперсоналисты утверждали, что единственной абсолютной истиной является Брахман, а все остальное, включая материальный мир, ложно, и то, что живые существа – это Брахман, просто Oн каким-то образом покрывается майей и думает, что является дживой. Но когда майя уходит, тогда все вновь становится Брахманом, входя в Него. Это называется джива-брахма-айкья-вада, единство джив и Господа. Но эта философия полностью неверная. По этой причине четыре наших ачарьи – Мадхавачарья, Рамануджачарья, Нимбадитья и Вишнусвами – вели мощную и бесстрашную проповедь против имперсоналистов, хотя в их время это было невероятно сложно.
Мадхавачарья установил божество Бал Гопала Нанда-нанданы Кришны, который держит в руке мутовку. Он также открыл четыре храма, в каждом из которых от четырех до восьми санньяси служили Тхакурджи в настроении гопи. Заметив эту мадхурья-бхаву, Господь Шри Чайтанья Махапрабху остановил свой выбор на Брахма-сампрадае.
В «Упанишадах» говорится: «Подобно тому, как пчелы перелетают с цветка на цветок, собирая мед, шуддха-вайшнавы перенимают от других лишь хорошее». В этой связи «Шримад-Бхагаватам» повествует об Авадхуте Махарадже, который взял для себя полезные моменты в поведении двадцати четырех гуру. Если вы увидите у кого-то хорошие качества, вы должны перенимать их. Не смотрите на плохое, а замечайте лишь хорошее.
Господь Чайтанья позаимствовал хорошие вещи из других сампрадай. Например, арчану (стандарты поклонения Господу), вайдхи-бхакти (правила и предписания) и вайшнава-садачар (этикет) из Шри-сампрадаи.
В «Арчана-дипике» описывается надлежащее поклонение Тхакурджи, строгое следование правилам и вайшнава-шуддха-садачар. По этой причине Шачинандана Гаурахари дал наставления Санатане Госвамипаду: «Ты должен установить вайшнава-шуддха-садачар – должные отношения между Вайшнавами». В результате проявилась книга «Хари-бхакти-виласа». На самом деле большинство ее стихов было собрано Гопалом Бхаттой Госвами, который ранее принадлежал к Шри-сампрадае. Шрила Гопал Бхатта Госвами жил когда-то в Южной Индии, он был брахманом и обладал обширным знанием о вайшнава-шуддха-садачаре.
Итак, доктрина Мадхавачарьи называется «Мадхва-бхашья» и включает в себя комментарии, называемые «Анубхашья» и «Брихатбхашья». Мадхавачарья составил комментарии ко многим писаниям, в частности, «Анубхашью» к «Шримад-Бхаватам». Однако он не написал бхашью к той главе «Шримад-Бхагаватам», где описывается, как Брахма украл мальчиков-пастушков и телят. Почему? Потому что Брахмаджи – это Ади-гуру Мадхава-сампрадаи, и Мадхавачарья не хотел писать о нем такое. Поэтому он просто предложил свои пранамы этой части «Шримад-Бхагаватам» и сохранил молчание. Некоторые полагают, что эта глава вовсе не была написана Вьясадевой, но это неправда. Правда в том, что Мадхавачарья пропустил эту главу, перейдя к другим.
Все его комментарии к «Веданта сутре» очень сильны и начисто опровергают философию имперсоналистов. Как я уже говорил, целью наших ачарьев было ликвидировать философию майявади, потому что личность, в сердце которой поселится концепция «Я - Брахман», никогда не сможет развиваться в духовной жизни. Как мы можем стать Брахмой, самим Господом, если являемся Его вечными слугами? Дживера сварупа хайа кришнера нитья даса. Но Шанкарачарья был очень изворотлив. Он приводил всевозможные примеры на санскрите, переворачивал стихи вверх дном, перетасовывал их, насаждая свою собственную концепцию. Так он погрузил в иллюзию умы многих разумных людей.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Бразилия, 18 февраля 2016