Сегодня в высшей степени благоприятный день – явление нитья-лила правишта ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа. Его называли Ачарья Кешари. Кешари означает «львица». Львицы, как правило, агрессивнее львов и всегда добиваются желаемого. Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж в своей жизни был подобен такой львице. Если кто-либо критиковал его Гуру Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура Прабхупаду или говорил что-либо против вайшнавской сиддханты, Шрила Махарадж набрасывался на него подобно устрашающей львице.
Титул Ачарья, применяемый к Шриле Бхакти Прагьяне Кешаве Госвами Махараджу показывает, что он собственным примером учил, как совершать бхаджан и садхану. Всю свою жизнь он отдал гуру-севе. Если вы будете читать или слушать жизнеописание этого великого вайшнава, то ваше сердце наполнится вдохновением развивать свою духовную жизнь.
Обычно ученики прославляют своего гуру, но последователи Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады, говоря что-либо о своем духовном учителе, естественным образом начинали прославлять и Шрилу Бхакти Прагьяну Кешаву Госвами Махараджа, потому что его гуру-ништха и гуру-бхакти уникальны и несравненны, а также служат примером для всех нас. Его преданность Гуру была подобна преданности Куреша своему учителю Шри Рамануджачарье.
Когда Шрила Гурудев Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж в своей проявленной лиле описывал гуру-таттву, он всегда вспоминал то, как его Гурудев посвятил всю свою жизнь служению Шриле Прабхупаде Сарасвати Тхакуру.
Шрила Гурудев всегда объяснял, что гуру-бхакти – это основа духовной жизни. Как наши ачарьи прошлого служили своим духовным учителям? Сравнивать нашу гуру-севу с совершенной гуру-севой этих личностей, все равно, что сравнивать песчинку с огромной горой. Они без остатка вручили себя лотосным стопам своих гуру, точно так же, как Арджуна вручил себя Кришне, сказав: «Я твой ученик, и какое бы наставление Ты мне ни дал, я последую ему». Жизнь Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа являла пример совершенной гуру-севы.
В следующем стихе Прахлада Махарадж сказал, что существует множество процессов достижения Господа, но самый лучший и простой из них таков:
гуру-шушрушайа бхактйа
сарва-лабдхарпанена ча
сангена садху-бхактанам
ишварарадханена ча
шраддхайа тат-катхайам ча
киртанаир гуна-карманам
тат-падамбуруха-дхйанат
тал-лингекшарханадибхих
(Шримад-Бхагаватам, 7.7.30)
[«Нужно принять истинного духовного учителя и с глубокой верой и преданностью служить ему. Человек должен принести все, что у него есть, в дар своему гуру, общаться со святыми и с преданными, вместе с ними поклоняться Господу, благоговейно внимать прославлениям Господа, возносить хвалу Его божественным качествам и деяниям, устремлять все свои помыслы к Его лотосным стопам и, строго следуя предписаниям шастр и гуру, поклоняться Божеству — изваянию Господа».]
Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж родился в восточной Бенгалии в семье землевладельцев. Его родители дали ему имя Удджвал, потому что, когда он родился, цвет его тела напоминал расплавленное золото, и от него исходило ослепительное сияние. Гурудев рассказывал, что, когда Удджвал был двухмесячным или трехмесячным ребенком, его мама делала ему массаж с маслом. Затем она отлучилась, оставив его на солнышке. Вдруг прилетел гигантский орел. Он подхватил ребенка и взмыл в небо. Однако, Господь известен тем, что всегда защищает Своих преданных. Птица выронила ребенка, и он упал в пруд, но не в воду, а в ложе из листьев кокосовой пальмы.
Затем, когда мальчик подрос, родители стали называть его Винод. Он был лучшим среди своих сверстников и старостой школы. Это один из признаков великих ачарьев, потому что утро показывает каким будет день. Если кто-то из учеников нуждался в чем-нибудь, Винод шел к учителям и сообщал им об этом. Например, он мог сказать: «Этот мальчик очень бедный. Ему требуются книги, одежда, еда». И тогда управляющий школы давал все необходимое. В обязанности Винода Бихари Брахмачари также входило следить за порядком в школе.
Гурудев нам рассказывал такую историю. Однажды Винод, которому было около 9 лет, поздно вернулся домой из школы. Его мама, очень активная и сильная женщина, ждала его в дверях с хворостиной в руках. Увидев сына, она начала ругать его: «Твои уроки закончились в 4 часа дня. Почему ты вернулся так поздно? Где ты был целых шесть часов? Сейчас я задам тебе!» На западе в этом отношении нет проблем, вы можете надолго отправится к своему парню или девушке, но в Индии очень строгие правила.
Винод Бихари Брахмачари очень смиренно сказал: «Мамочка, послушай. Каждый день ты мне даешь деньги на карманные расходы. Другим ребятам родители тоже дают деньги, и мы вкладываем их в фонд нуждающихся. Сегодня очень сильно заболела одна пожилая вдова. Мы помогали ей, и поэтому я задержался».
Когда он сказал это, рука его матери задрожала, и слезы потекли по щекам. Она обняла своего сына и даровала ему свои благословения. Я помню, когда Гурудев рассказывал эту историю, его сердце таяло. Он начинал плакать и не мог остановиться.
С раннего детства у Винода Бихари Брахмачари было много любви ко всем живым существам. Упомянутая история показывает, насколько великим преданным Господа он был. Потому что мы должны быть парадукха-дукхи. Мы не должны быть равнодушными к чужому несчастью.
Позднее мальчик стал понимать: «Да, я помогаю людям, но каков результат всего этого?» Если вы накормите голодного, то через несколько часов он снова захочет есть. Так это или нет? И сколько вы можете кормить его? Если у кого-то нет одежды и вы дадите ему ее, потребуется ли ему через полгода новая? Если вы дадите кому-то лекарство, он примет его и вылечится, но затем к нему придет другая болезнь. Так как же помогать наилучшим способом? Если вы хотите помочь кому-либо по-настоящему, вы должны привести его к Кришне в трансцендентный мир, чит-ананда-дхам, на Голоку Вриндавану, и тогда ему не понадобится еда, одежда и прочее. В трансцендентном мире гопи идут совершать омовение в Ямуне, и не берут с собой сменную одежду. Шрила Рупа Госвамипад в «Лагху-бхагаватамрите» объясняет, что Йогамайя заботится о том, чтобы у них все было. Все деревья там являются деревьями исполнения желаний.
Итак, Винод Бихари Брахмачари рассуждал: «Я могу помогать нуждающимся, но не могу удовлетворить все их желания. А если я приведу их на Голоку Вриндавану, то деревья калпа-врикша дадут им все, что нужно».
Закончив школу, Винод Бихари поступил в очень хороший колледж. На одном из предметов студенты изучали «Чайтанья-чаритамриту». Дойдя до раздела «Санатана-шикша», они приступили к изучению шлоки «дживера сварупа хайа кришнера нитья даса», в которой говорится о том, что все мы являемся вечными слугами Кришны. Профессор в этом колледже был полным атеистом и разделял взгляды Шанкарачарьи. Последователи философии Шанкары не верят, что у Господа есть вечный трансцендентный облик и вечные энергии, шакти. Они утверждают, что Он является ниракарой (не имеющим облика) и нирвишешей (не имеющим качеств).
Винод Бихари Брахмачари спросил своего профессора: «Вы утверждаете, что у Господа нет формы и энергии. Но почему же Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами говорит, что у Него есть энергия, называемая татастха-шакти?» Профессор ничего не ответил, и Винод Бихари решил оставить учебу в колледже. Он приехал в Маяпур к Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру Прабхупаде и задал ему тот же самый вопрос.
тасмад гурум прападйета, джиджнасух̣ шрейах̣ уттамам
шабде паре ча нишн̣атам, брахман̣й упашамашрайам
(Шримад–Бхагаватам, 11.3.21)
[«Поскольку в этом мире не найти ни счастья, ни покоя, тот, кто хочет исполнить свой долг и обрести высшее благо, прежде всего должен найти прибежище у лотосных стоп сад-гуру, который 1) во всей полноте постиг суть богооткровенных ведических писаний и ответами на любые вопросы может рассеять все сомнения своего ученика; 2) непосредственно созерцает Высшую Абсолютную Истину и 3) свободен от материальных привязанностей».]
Итак, Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж задал свой вопрос гуру. Тогда Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур ответил ему, цитируя Веды, Пураны и Упанишады. Он объяснил, что у Господа есть прекрасный духовный облик, и добавил: «Философия Шанкарачарьи является полностью неверной, потому что не базируется на шастрах. Это просто иллюзия. Последователи этой философии не знают санскрита и лишь играют словами».
Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж был удовлетворен ответом своего учителя. Он полностью вручил себя его лотосным стопам и затем под его руководством овладел всеми писаниями. Он также постоянно слушал хари-катху из лотосных уст Шрилы Прабхупады. Адау гуру мукхат шрута. Вы обретете самоосознание только тогда, когда будете слушать хари-катху из уст гуру.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Бразилия, 13 февраля 2017