Сегодня в высшей степени благоприятный день. В гаудия-вайшнавском календаре все дни таковы. Преданные смеются, говоря мне: «Махарадж, Вы каждый день называете благоприятным!» Но это на самом деле так.
Как вы уже слышали, сегодня Вараха Двадаши, день явления Господа Варахадева. Вчера мы следовали Экадаши-титхи. Был Бхаими Экадаши, только некоторые преданные постились на сухую. Но ничего страшного, вы должны держать пост в соответствии с состоянием вашего здоровья. И также сегодня Вараха Двадаши. В соответствии с вайшнавской философией, необходимо сначала провести пуджу Господу Варахадеву, а потом совершить паран. После поклонения Шри Варахадеву, вы можете принять воду, которой омыли стопы Господа Вишну, прервав пост.
Что подразумевает под собой арчана или поклонение? Хари-катху. Если не будет звучать хари-катха, то нет никакого смысла в поклонении. А завтра нас ждет Нитьянанда Трайодаши, день явления Господа Нитьянанды, баладева-таттвы. Так что завтра мы вновь постимся. В Индии сейчас сложное время, потому что у них Экадаши слились с Двадаши, а на следующий день наступает Нитьянанда Трайодаши. И в России такая же ситуация. Чему следовать, как поститься? Очень сложно понять. Многие преданные меня спрашивают. Все очень просто: следуйте Экадаши, а на следующий день можете принять какие-нибудь фрукты.
Камала диди так прекрасно прославила Господа Варахадева. В «Шримад-Бхагаватам» описано, как Господь Варахадев проявляется из ноздри Господа Брахмы. Все вы знаете эту историю, поэтому я вкратце опишу ее. Сыновья Господа Брахмы, четыре Кумара Санака, Санатана, Санандана и Санат-кумар были погружены в Сарвешеш Брахман и хотели слиться с ним. Брахмаджи испугался этого, ведь в наших писаниях объясняется, что тот, кто сливается с сиянием Господа, может не выбраться оттуда. Он подумал: «Мои сыновья каждый день изучают все писания, но хотят слиться с Брахманом». Тогда Брахма начал молиться Господу Вишну: «О, Прабху, пожалуйста, защити моих сыновей!» И Господь послал аромат, исходящий от листочков Туласи, предложенных Его стопам. Это сладостное благоухание коснулось ноздрей четырех Кумаров. В поисках источника аромата, они оставили свою медитацию и устремились на Вайкунтхалоку. Там Кумары встретили двух привратников Джая и Виджая, которые остановили их. Мудрецы разгневались и прокляли их: «Вы – демоны, потому что не даете нам получить даршан Господа! Почему вы нам препятствуете?» Они прокляли этих привратников, сказав им: «За это вы должны отправиться в материальный мир и стать демонами!»
Когда Кумары изрекли это проклятие, к ним вышел Сам Господь Вишну и очень смиренно сказал: «О, четыре Кумара, это Я, а не Мои слуги совершили оскорбление, потому что деяния Моих слуг – это Мои деяния». Услышав такие слова, четыре Кумара очень смутились, а привратники заплакали: «Прабху, что же нам теперь делать?» Господь Вишну ответил: «О, Джай и Виджай, не беспокойтесь. На самом деле вы не совершили никакого оскорбления. Все случилось в соответствии с Моим желанием. Однажды Я подумал о том, что вкушаю все виды рас: дасью, сакхью, ватсалью и мадхурью, но Мне также захотелось вкусить вирья-расу. Мне не с кем сражаться на Вайкунтхе, потому что все там знают, что Я – Бхагаван. Они выражают Мне почтение, простираясь в поклонах. Поэтому Я решил отправиться в материальный мир вместе со Своими привратниками, чтобы сразиться там с ними. И как только это желание появилось в Моем сердце, Йогамайя все устроила».
Шрила Вишванатха Чакравартипад объясняет, что на самом деле энергия желания Кришны сама проявилась на устах четырех Кумаров, ведь как возможно, чтобы гневались брахма-гьяни? В «Шримад Бхагавад-гите» приводится стих, который описывает брахма-гьяни. Им не свойственны вожделение, зависть и гнев, их сердца не привлекаются ничем материальным, они не страдают от несчастий и не пьянеют от счастья. У них нет никаких привязанностей и страха в сердце. К тому же, Вайкунтха – это обитель, свободная от вожделения, гнева и тому подобного. Так почему же четыре Кумара разгневались на Джая и Виджая? Потому что таково было желание Кришны, кришна-иччха.
Господь Вишну сказал: «О Джай и Виджай, вы не совершили никакого оскорбления. Таково было Мое желание. Отправляйтесь в материальный мир и станьте демонами». В других Пуранах объясняется, что Господь сказал: «Если вы хотите вернуться на Вайкунтху, то вам придется либо рождаться преданными в течение семи жизней, либо демонами в течение трех рождений». Джай и Виджай подумали: «Семь жизней — это так долго! Мы хотим как можно быстрее вернуться на Вайкунтху, и поэтому примем настроение асуров». Все это описывается в «Гарбха-самхите», «Ади-вараха-пуране» и других Пуранах.
Таким образом, Джай и Виджай приняли асура-бхаву (настроение демонов) на три рождения. В Сатья-югу они пришли как Хираньякша и Хираньякашипу, в Трета-югу – Равана и Кумбхакарна, а в Двапара-югу – Шишупала и Дантавакра. В Кали-югу очень милостивый Господь Чайтанья Махапрабху берет их с Собой как Джагая и Мадхая. Джагадананда Бандйопадхьяя и Мадхавананда Бандйопадхьяя (их полные имена) приходят как брахманы, но становятся демонами.
Итак, «Шримад-Бхагаватам» описывает, что в эпоху Сатья жил очень могущественный демон Хираньякша. Он завладел всем мирозданием. Желая вступить в битву с Индрой, демон отправился на Сваргалоку, но Индра сказал ему: «О, Хираньякша, послушай, я не гожусь тебе в противники. Ты – лев, а я – мышка. Лев должен сражаться со львом, а слон – со слоном».
– Верно! Так кто же сможет стать достойным мне соперником? – допытывал Хираньякша.
– Это же очень просто! Вишну! Только Он может сразиться с тобой.
– Но где Он?
– Бхагаван Вишну – повсюду. Нет места, где Его нет.
– Но как мне увидеть Его?
Хираньякша обратился за ответом к Нарада Муни, которого все, включая демонов и враджаваси, величают гуру. Нарада Риши сказал: «Если ты хочешь сразиться с Вишну, то должен похитить того, кто очень дорог Ему – господствующее божество Земли Притхиви-деви. Спрячь ее, и тогда Он Сам покажется пред тобой».
Демон похитил Землю, спрятав ее под водами океана, и все полубоги во главе с Брахмой начали молиться Господу Вишну, чтобы Он спас ее. Голос с неба провозгласил: «О полубоги, не беспокойтесь. Вскоре Я вновь приду, установлю варнашрама-дхарму и убью демонов».
Брахмаджи думал: «Как же проявится Господь?» Однажды, рано утром в брахма-мухурту, он пребывал в медитации, и вдруг из его ноздри вылетело нечто черное и очень небольшое, размером с кунжутное семя. Постепенно оно стало увеличиваться и приняло форму гигантского вепря. Верхняя часть его тела напоминала кабана, а нижняя принадлежала Господу Вишну. Природа кабанов – чутко улавливать запахи, а особенность земли – обладать характерным запахом. Поэтому Варахадев Бхагаван очень быстро нашел Притхиви-деви. Он нырнул в океан и поднял ее на Свои бивни.
Хираньякша в это время отдыхал. Побеспокоенный, он закричал: «Ты – вор! Я убью Тебя за то, что Ты крадешь мое имущество!» Господь Варахадев ответил: «Подожди немного, сейчас Я вернусь». Он вернул Притхиви-деви туда, откуда ее похитили, а затем сразился с Хираньякшей, убив его. В «Шримад-Бхагаватам», в Третьей песни описывается эта прекрасная хари-катха.
Шри Шримад БВ Вана Махарадж
Бразилия, 28 января 2018