У служанок Шримати Радхарани очень много разных обязанностей. Они заняты самыми разнообразными видами служения: подносят воду Божественной Чете, массируют лотосные стопы Шримати Радхики и сопровождают Ее, когда Она отправляется на встречу со Своим возлюбленным Говиндой.
Манджари повсюду следуют за Шри Радхой как тень, ни на секунду не разлучаясь с Ней. Рупа Манджари и Рати Манджари легко входят в самые сокровенные места, в закрытую кунджу, куда не допускаются даже Лалита и Вишакха. Таково их служение. Если Лалита и Вишакха захотят попасть в эту кунджу, они должны спросить позволения у Рупы Манджари и Рати Манджари.
Служение манджари очень сокровенное. Наши Госвами проявили этот вид севы, чтобы лучшим образом служить Шримати Радхике. Кришна всегда обсуждает с манджари, как пройдет Его встреча с Его возлюбленной. Когда Радхарани являет настроение мана, или ревнивого гнева, тогда Кришна принимает прибежище манджари, в особенности Рупы. В «Чатур-пушпанджали» Шрила Рупа Госвамипад прекрасно повествует о том, как Кришна вновь и вновь склоняется к лотосным стопам Манджари: ''О, Рупа Манджари! Если ты будешь довольна, тогда будет довольна и Шримати Радхика''. Потому что Рупа Манджари - очень близкая служанка Радхарани.
Иногда манджари в сладких словах прославляют Кришну, и Шримати Радхика получает от этого большое наслаждение. Обычно бывает так, что когда кого-то хвалишь, то это очень нравится тому, кому адресуется похвала, но манджари приходят к Кришне и прославляют Шримати Радхику или же отправляются к Шримати Радхике и превозносят Кришну. Тогда и Кришна, и Радха очень радуются.
Таковы разнообразные обязанности манджари. Они думают лишь о том, чтобы Радха и Кришна встретились и были счастливы. Манджари не хотят, чтобы Радхарани была разлучена с Кришной. Если Она не с Ним, они не могут служить Ей совершенным образом, потому что всегда хотят, чтобы возлюбленные были вместе.
Еще один из видов служения манджари - это обмен санкетами, связанными с тем, в какой кундже хочет встретиться Божественная Чета. При помощи особых намеков Кришна подает им сигналы. Он никогда не говорит прямо: ''Сегодня Мы встретимся с Радхой в такой-то кундже''. Нет, Кришна намекает, и манджари умеют "читать" эти намеки. Так, когда Он то и дело касается Своих кудрей, манджари понимают, что сегодня Он встретится с Радхикой в Кешава-кундже, потому что кеша означает «волосы» (Гурудев улыбается). А когда Кришна держит в руке зеленый лист и начинает им размахивать (Гурудев снова улыбается), то манджари понимают, что сегодня Кришна хочет встретиться со Шримати Радхарани в Харита-кундже (харита означает «зеленая»). Тогда Вринда-деви принимается украшать ее. А если Кришна берется за вету (бамбук), когда пасет коров, это указывает на то, что Он собирается встретиться со Шримати Радхикой в Ветаси-кундже.
Что такое према? Према - это значит не быть прямолинейным, открыто заявляя, куда пойдешь или с кем хочешь увидеться. Если мы будем слишком много говорить, то у нас проявятся материальные представления (Гурудев смеется). Но это правда. Старшие Госвами - Вишванатха Чакравартипад и другие - объясняют именно так обмен Радхи и Кришны намеками. Есть даже такое понятие как "санкетешвари". Этот титул носит Вринда-деви. Иногда она не знает, где пройдет свидание Радхи и Кришны, но Шри Рупа и Шри Рати Манджари извещают ее, и она украшает кунджу.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Санкт-Петербург, 24 апреля 2011