Мы очень удачливы, потому, что говорим сейчас на духовные темы. Большинство людей, не задумывается над тем, что каждый может внезапно оставить тело. Поэтому, мы все должны принять прибежище у истинного гуру. Полное самосознание приходит в общении с Вайшнавами высокого уровня. В третьей Песне "Шримад-Бхагаватам" говорится:
сатам прасанган мама вирйа-самвидо
бхаванти хрит-карна-расайанах катхах
тадж-джошанад ашв апаварга-вартмани
шраддха ратир бхактир анукрамишйати
«Обсуждение игр и деяний Верховной Личности Господа в обществе чистых преданных приносит наслаждение слуху и сердцу. Получая знание, таким образом, человек постепенно продвигается по пути, ведущему к освобождению, а когда он обретает освобождение, его привязанность к Господу становится еще сильнее. Так рождается истинная преданность и начинается преданное служение». (Ш.-Б., 3.25.25)
Во время разговора со своим сыном Капиладевой, мать Девахути спросила: «Как можно достичь Всевышнего?» Господь Капиладев ответил: «О, матушка, всегда общайся с возвышенными преданными и слушай от них о сладостных любовных развлечениях Шри Шри Радхи-Кришны». Таким образом, человек может быть всегда погружен в Сознание Кришны.
В каждой жизни у нас были жена или муж, дети и родители, но крайне редко мы имели общение с возвышенными Вайшнавами. В шастрах говорится:
«Подобно тому, как сандаловое дерево не растет в каждом лесу, также не везде есть возвышенная садху-санга».
Враджаваси всегда воспевают красоту, имя и славу Кришны:
говинда дамодара мадхавети
хе кришна хе йадава хе сакхети
говинда дамодара мадхавети
Кришна-бхакти проявится в наших сердцах, если мы будем постоянно поглощены стремлением обрести его. Шри Гуру помещает в сердце своего ученика семя бхакти. Но без служения Гурудеву невозможно достичь высшего совершенства.
Существует много способов достижения Бога. Самый легкий из них – это служение Шри Гуру. Без служения Шри Гуру и Вайшнавам никто не сможет начать духовную практику, и жизнь пройдет впустую. Без сукрити невозможно развить вкус к повторению святых имен, так же как невозможно достичь шуддха-бхакти. В "Шримад Бхагавад-гите" Шри Кришна говорит Арджуне:
чатур-видха бхаджанте мам
джанах сукритино 'рджуна
арто джиджнасур артхартхи
джнани ча бхаратаршабха
«О, лучший из Бхарат, четыре типа праведников встают на путь преданного служения Мне: страждущие, ищущие богатства, любознательные и те, кто стремится постичь Абсолютную Истину». (Б.-г., 7.16)
Существует четыре типа людей, которые поклоняются Богу: те, кто испытывают тяжелые материальные страдания, кто стремится к богатству, образованные люди, которые ищут знание, и любопытные. Но все они могут совершать бхакти только в том случае, если у них есть сукрити. Без сукрити они никогда не достигнут лотосных стоп Господа.
Однажды, когда слон Гаджендра был на краю смерти, он вспомнил о Господе, и Господь Нараяна защитил его. Как может слон в момент смерти вспомнить о Боге? Потому что в прошлой жизни он служил Шри Гуру и Вайшнавам, и получил благословения Агастья Риши. В прошлой жизни Гаджендра был Индрадьюмной Махараджем, очень возвышенным и благочестивым царем, который оставил свое большое царство и ушел в лес совершать бхаджан. Однажды Агастья Риши пришел к нему в ашрам, когда тот повторял гаятри-мантры. Поэтому Индрадьюмна Махарадж не поприветствовал Риши, за что тот проклял его: «Я великий мудрец, но когда я пришел в твой дом, ты не выразил мне никакого почтения! Почему ты так сделал? Ты ведешь себя как слон, поэтому ты им и будешь в следующей жизни!» Слоны очень гордые. Они настолько горды, что когда идут, не смотрят по сторонам.
Услышав это проклятие, Индрадьюмна Махарадж очень смиренно преклонился перед лотосными стопами Агастьи Риши. Он просил его: «Пожалуйста, будь милостив ко мне!» Поэтому сердце мудреца смягчилось, и он ответил: «Не беспокойся! В следующей жизни ты будешь Гаджендрой, царем слонов, и Господь Нараяна лично освободит тебя из этого тела».
В "Бхагавад-гите" Кришна объясняет, что артто – это человек, который чрезмерно страдает в материальном мире. Но когда у него появляется некоторое сукрити и общение с садху, он может начать воспевать святые имена. Кришна также говорит об артхартхи, о тех, кто стремится к материальным богатствам. Примером здесь служит Дхрува Махарадж, который хотел стать царем и был благословлен на это Господом. Кришна также упоминает джигьясур, любознательных людей, таких как Шаунака Риши, который задавал много вопросов Суте Госвамипаду. И в конце Он описывает гьяни, тех, кто стремится к знанию. К этой категории праведников относятся четыре Кумара.
Для того, чтобы наша жизнь была успешной, мы должны служить Шри Гуру и Вайшнавам. Но что мы можем дать Богу? Ничего! Потому что ничто не принадлежит нам. Все это – собственность Господа. Поэтому мы должны предлагать Ему все для Его удовольствия. Некоторые люди думают, что если они будут много работать, то смогут заслуженно наслаждаться плодами своей деятельности. Но кто дает человеку мозги и разум? Кто дает энергию телу? Бог дает все, и благодаря этому мы можем работать. На самом деле у нас ничего нет, все принадлежит Богу и все должно предлагаться Ему. Но когда есть сукрити, вкус к духовным практикам приходит в сердце. Воспевайте святые имена Господа и учитесь тому, как прогрессировать в духовной жизни. Не пренебрегайте этой золотой возможностью. Этот шанс стучится в вашу дверь только единожды. Откройте ее и впустите удачу.
В этой жизни служите Шри Гуру, Вайшнавам и Бхагавану. Материальный мир не способен нас удовлетворить. Дети, жена, богатство - никогда не удовлетворят нас полностью. Также и вы не сможете удовлетворить всех, даже если приложите всю свою энергию. Тот, кто попытается удовлетворить каждого, не удовлетворит никого. Но если вы отдаете силы на попытки удовлетворить Шри Гуру и Шри Кришну, ваша жизнь будет успешной. Нет необходимости оставлять семью, друзей и обычную жизнь. Просто воспевайте святые имена и служите Шри Гуру и Вайшнавам. Без этого никто не сможет противостоять майе, иллюзорной энергии Господа.
Если мы посмотрим на этот мир, то увидим, что существуют богатые и бедные люди, умные и глупые, и так далее. Это различие обусловлено различными результатами их кармы в прошлых жизнях. Если мы раньше совершали хорошую карму, то в этой жизни мы будем пожинать хорошие плоды. Но если мы практиковали дурные поступки, например, занимались накопительством или чем-то подобным, мы будем вынуждены страдать. Для каждого действия существует равная противоположная реакция.
В момент смерти никто не пойдет с нами. Мы пришли одни и уйдем одни. Но одно приходит и уходит вместе с нами. Что это? Наша карма, хорошие и плохие реакции из прошлых жизней. Так же только одна личность всегда с нами. Она приходит вместе с нами и уходит вместе с нами. Это наш чайтья-гуру, Сверхдуша, которая живет в нашем сердце. Чайтья-гуру – это Шри Гуру и Шри Бхагаван. Чайтья-гуру всегда с нами. Мы никогда не видели Его, потому что отвернулись от Бога. Но лишь устремив взор в верном направлении, мы увидим, как прекрасен Господь.
Постарайтесь понять, что без воспевания святых имен Господа невозможно освободиться из материального мира. Наша первоначальная задача – занять себя служением Шри Гуру. И тогда однажды чистое святое имя откроется нам. Карми, гьяни, йоги, майявади, атеисты также повторяют святые имена, но чистое имя никогда не придет к ним, и они не освободятся из этого мира. В чем они нуждаются? В служении Шри Гуру и Вайшнавам.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Книга "Шри Вьяса-пуджа"