Шри Адвайта Ачарья - это объединенный образ Махавишну и Садашивы, то есть он одновременно является создателем и разрушителем. Почему Адвайта Ачарья разгневался и захотел все уничтожить? Когда он пришел в Навадвипа-дхаму, то увидел, что никто не совершает бхаджан и садхану, не практикует чистое преданное служение Господу и не воспевает чистое святое имя. Он увидел, что так называемые брахманы не повторяют гаятри-мантры, пандиты не следуют указаниям шастр, а мирские люди распивают спиртные напитки, едят мясо и враждуют друг с другом, поклоняясь полубогам. Все это очень сильно разгневало Адвайту Ачарью. И его гнев почувствовал Господь Чайтанья Махапрабху, который спал в Кхира-Самудре, Молочном океане в Своей инкарнации Господа Вишну. Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Я проснулся от его гнева. Он рычал как лев. И тогда Я низошел на землю из трансцендентного мира»
Итак, Адвайта Ачарья – это основная причина нисхождения Господа Чайтаньи Махапрабху в этот мир. Почему Кришна появился в эту Кали-югу в образе Шачинанданы Гаурахари? Потому что Его позвал Адвайта Ачарья, который взмолился: «О, Прабху, пожалуйста, приди и восстанови варнашрама-дхарму!»
Однажды Адвайта Ачарья после совершения шраддха-церемонии для своего отца отправился во Вриндаван. По дороге он встретил очень возвышенного вайшнава Видьяпати. Он был так впечатлен этой личностью, что стал каждый день совершать вриндавана-парикраму. Затем Адвайта Ачарья нашел божество, называемое Мадан Гопал и начал поклоняться ему. Место, где он совершал бхаджан и садхану, находилось на берегу реки Ямуны под баньяновым деревом. Оно известно ныне как Адвайтавад. После того, как Адвайта Ачарья получал даршан божества Мадана Гопала, он спускался и сидел под баньяновым деревом. У него не было храма, он просто поклонялся своему божеству и каждый день совершал вриндавана-парикраму. В то время мусульмане, которые завидовали индусам, совершили набег на храмы и божеств Вриндавана. И как-то раз после парикрамы Адвайта Ачарья вернулся к себе и не нашел свое божество. Место поклонения было разрушено, и повсюду были разбросаны цветы, которые предлагались Тхакураджи. Адвайта Ачарья очень расстроился. Он кинулся искать своего Мадана Гопала, но вдруг божественный голос сказал ему: «Не переживай. Мусульмане не смогли ко Мне притронуться, потому что Я спрятался. Если хочешь поклоняться Мне – ищи Меня вот в этих цветах». Адвайта Ачарья убрал цветы и увидел за ними свое божество.
Затем он решил отправиться в Навадвипа-дхаму, потому что понял, что Чайтанья Махапрабху – это Кришна, который явился в облике Шачинанданы Гаурахари, Гауранга сварупе, но, поскольку был сильно привязан к своему Мадана Гопалу, то взял Его с собой. Когда он уже собирался выйти за пределы Вриндавана, божество сказало: «Я не хочу уходить из Вриндавана, потому что Я – Вриндавана Тхакур. Ты иди, но Я не хочу». Адвайта Ачарья очень расстроился и подумал: «Что же теперь делать?» Тогда Тхакураджи произнес: «Ладно. Иди в Сева-кунджу. Может, там кто-нибудь даст тебе Мою копию». Тогда Адвайта Ачарья вернул божество на его место. На следующее утро он пришел в Сева-кунджу, и местный пуджари дал ему красивое изображение Мадана Гопала.
После этих событий Шри Адвайта Ачарья приехал в Шантипур, что на берегу Ганги. Он построил небольшой дом и жил там со своей женой Ситой Тхакурани. Адвайта Ачарья – это грихастха, поклоняющийся своему божеству Мадана Гопалу. Однако, он продолжал помнить о Господе Чайтанье Махапрабху, и ждал, когда Тот появится. Через несколько лет Гаурасундара явился в Маяпуре. Туда же прибыл и Адвайта Ачарья. Он встретился там с Джаганнатхой Мишрой и Шачидеви, и увидел прекрасного Гаурачандру.
Близ Маяпура Адвайта Ачарья открыл школу санскрита. Люди в основном тогда читали на санскрите. Это сейчас вы читаете на португальском, а тогда все знали санскрит.
(Обращаясь к преданным) Вы знаете санскрит? Виджай Кришна, ты знаешь санскрит?
Виджай Кришна: Нет.
Шрила Гурудев: Ок. Учи. Хорошо будет, если выучишь.
Адвайта Ачарья открыл школу санскрита, куда поступил брат Нимая Вишварупа. Нимай - это Вишвамбхара, а Вишварупа – это старший брат Вишвамбхары. Вишварупа изучал санскрит, Веды, Пураны и Упанишады в этой школе. Иногда маленький Нимай приходил туда со своим старшим братом. Тогда Ему было 2-3 годика. Наши шастры описывают красоту Нимая. У Него были кудрявые волосы и очень красивый цвет кожи, цвет расплавленного золота. Его руки были ниже колен, аджана-ламбита, а кожа напоминала расплавленное золото, тапта-канчана. Иногда маленькие дети в Индии бегают голенькими, из одежды на них только поясок на талии. Таким красивым ребеночком был Нимай. И когда Адвайта Ачарья увидел Его, его сердце растаяло. Он осознал: «О, Кришна явился в образе Шачинанданы Гаурахари. Как же Он красив! Будучи Кришной, Он темноликий, но сейчас Его кожа золотистого цвета». Нимай, как все маленькие дети, порой был выпачкан в грязи, но, тем не менее, Адвайта видел, как прекрасен был этот ребенок. Он – Сам Кришна, скрывающий Свой темный цвет кожи под золотом.
После окончания занятий братья уходили. Иногда Нимай оборачивался к Адвайте Ачарье, посылая ему любовный взгляд из уголков глаз, как бы говоря: «Ты знаешь, кто Я такой?» Адвайта Ачарья думал: «Ты - Нимай. Я Тебя поймаю. Ты не можешь меня обмануть». Потому что Нимай – это Кришна. И Его внешняя деятельность такая же как у Кришны. Он играл на флейте, принимал облик трибханга-лалита и просил масло у Своей матери Шачиматы, и это очень удивляло окружающих. Никто не мог понять, что Чайтанья Махапрабху – это Сам Кришна. Таким образом, Нимай и Адвайта Ачарья выражали друг другу свое настроение. Адвайта Ачарья – это объединенная форма Садашивы и Махавишну. А Чайтанья Махапрабху – это объединенный образ Радхи и Кришны.
(…)
Итак, Вишварупа изучил все священные писания, всю санскрита-гьяну, все, что ему дал Адвайта Ачарья. Какова суть знаний? В чем она состоит? В кришна-бхакти. Существует множество видов знания в этом мире, но кришна-бхакти – самое возвышенное. Если вы будете поклоняться Кришне, то ваша жизнь будет успешной. Кришна сказал: «Совершая карму, гьяну, тяжелые аскезы, вы не сможете достичь Меня. Это возможно только благодаря практике преданного служения».
Однажды одна собака нашла очень старую кость коровы и подумала: «Сегодня я съем эту кость». Она пошла в уединенное место на берегу реки. Вы когда-нибудь наблюдали такую картину, как собака с костью куда-нибудь убегает, чтобы никто ее не видел, и грызет ее? Так поступила и та собака. Но другая собака заметила ее, прыгнула на нее и захотела отобрать добычу. За ней увязалось еще 4-5 собак. Началась борьба. Стоило какой-нибудь собаке завладеть костью, как все остальные принимались гнаться за ней. И так каждая пыталась что-то отхватить себе. Осталась последняя собака, которая тоже хотела полакомиться костью, но не смогла, потому что она была очень сухая и прогнившая. Собака подумала: «Зачем я гонялась за этой сухой, гнилой костью? Там вообще внутри ничего нет, никакого сока. Ее даже не пожевать». Шрила Бхактисиддханта Прабхупада объясняет, что это значит. Это подобно тому, как обусловленная душа бежит за майей, но в итоге не получает никакого вкуса.
Вишварупа осознал все и оставил семью, приняв санньясу. Когда Шачимата услышала, что ее сын ушел из дома, она очень расстроилась и разгневалась на Адвайту Ачарью. Хотя она никому ничего не сказала, в душе у нее было очень много гнева. Она подумала, что Адвайта Ачарья послужил главной причиной, по которой ее сын принял санньясу и расстался с ней. Почему? Так как он обучал его гьяна-вайрагье. Шачимата подумала, что Адвайта Ачарья никакой не адвайта, а двайта, т.е. разделяющий, или разлучающий. Но Адвайта Ачарья - это Бхагавата-таттва. Он - Махавишну и Садашива в одном лице. Шачимата совершила оскорбление его лотосным стопам. Поэтому Шриман Махапрабху, который дарует милость всем, не дал ее Своей матери. Он сказал, что она совершила оскорбление Господу Шиве в образе Адвайты Ачарьи. Махапрабху провозгласил: «Я освобожу все живые души из этого мира. Но тех, кто совершает вайшнава-апарадху, оскорбление лотосным стопам вайшнавов, Я никогда не освобожу». Все спрашивали Его: «Почему Ты даешь милость всем кроме Шачидеви?» И тогда Он сказал: «Несмотря на то, что она - Моя мать, она совершила оскорбление лотосным стопам Махавишну Адвайты Ачарьи». Преданные говорили Ему: «Нет-нет, пожалуйста, окажи милость Своей матери». На что Чайтанья Махапрабху ответил: «Если Адвайта Ачарья простит ее, тогда и Я прощу». Шачимата предстала перед Адвайтой Ачарьей и попросила у него прощения. Он очень смиренно сказал: «Я не принимаю оскорблений». Тогда Господь Чайтанья Махапрабху пролил милость на Свою мать.
Никогда не общайтесь и не говорите с теми, кто является оскорбителем вайшнавов. Держитесь от них подальше, чтобы не разрушить свое бхакти. Чистый вайшнав никогда не критикует вайшнавов.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Бразилия, 4 февраля 2017