Как-то за одним царем пришло господствующее божество смерти Яма Махарадж. Царь должен был один отправиться в путь, но сказал: «Мои царицы всегда со мной. Я хочу взять их с собой». Бог смерти ответил: «Хорошо, спроси, кто из них хочет пойти с тобой».
Царь обратился к первой жене: «Послушай, мне предстоит долгий путь, и я не хочу идти один. Пойдешь ли ты со мной?» Она ответила: «Я могу сопровождать тебя только до того места, где предают огню тела умерших». Вторая жена на тот же вопрос царя ответила так: «Я оставлю тебя, когда ты состаришься». А третья сказала: «Я брошу тебя, когда ты станешь больным и немощным», и отказалась идти.
Царь очень расстроился. Он подумал: «Я дал все своим женам, особенно первой, а они оставили меня!» Затем он вдруг вспомнил о своей четвертой жене, с которой не разговаривал много лет. Царь подумал: «Может быть, она согласится пойти со мной?» В ответ на его приглашение, последняя жена ответила: «Не переживай, царь. Хотя ты долго не общался со мной, я всегда буду с тобой, куда бы ты ни пошел».
В этой истории заключена следующая мораль. Царь – это душа. Первая жена символизирует тело. Как долго наше тело пребывает с нами? Пока мы не отправимся на кладбище. Поэтому она сказала, что может быть рядом с ним только до места кремации. Вторая жена – это слава, имя, репутация. Сколько они будут оставаться нашими спутниками? Пока мы не оставим тело. Сейчас вы можете занимать различные посты – президента, врача, юриста и т.д., но, когда расстанетесь с телом – имя и слава уйдут. Третья жена символизирует знание и богатство. Когда человек оставляет тело, он не может взять с собой ни того, ни другого. Четвертая жена – это садху-санга, общение со святыми личностями. Если вы пообщатесь с ними хотя бы немного, то на вас повлияет могущественный трансцендентный процесс. В вашей жизни проявится Бхакти-деви, и она всегда будет с вашей душой. Поэтому необходимо практиковать преданное служение.
Карма, гьяна, йога, тапасья не останутся с вами после смерти. Они уйдут, как только вы умрете. И затем, получив новое тело, вы обо всем забудете. Сейчас у вас может быть много знаний, ученых степеней, но после рождения вам придется познавать все заново. Вы будете с нуля учиться ходить, кушать, и т.д. А когда умрете, снова все позабудете. Однако, садху-санга и бхакти – вечные и трансцендентные. Вам не нужно будет вновь обучаться совершать преданное служение. Даже если вы недолго практиковали его в прошлой жизни, оно непроизвольно проявится.
В «Бхагавад-гите» Кришна говорит:
нехабхикрама-нашо ’сти
пратйавайо на видйате
св-алпам апй асйа дхармасйа
трайате махато бхайат
"Тот, кто встал на этот путь, ничего не теряет, и ни одно его усилие не пропадает даром. Даже незначительное продвижение по этому пути оградит человека от величайшей опасности".
(Б.-г., 2.40)
Бхакти никуда не уходит. Если в прошлой жизни вы предлагали Божествам лампадки с фитильками, пропитанными маслом гхи, проводили для Них арати, то вам не нужно будет этому опять учиться. Если вы когда-то готовили для Них, то в этой жизни вы будете мастерски делать это. Потому что бхакти всегда будет с вами. Оно – вечно и духовно.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Бразилия, 7 января 2018