Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур описывает пять видов знания: первое - пратьякша-гьяна (прямое знание, получаемое с помощью органов наших чувств), второе - парокша-гьяна (непрямое знание о райских планетах, которое мы можем получить из писаний), третье - апарокша-гьяна (знание об имперсональном Брахмане), четвертое – адхокшаджа (знание о Вайкунтхах), и пятое - апракрита (знание о трансцендентной Голоке Вриндаване). Господь Шри Чайтанья Махапрабху проповедовал Кешаве Кашмири именно этот вид знания, апракрита–гьяну.
Однажды вечером Сарасвати-деви явилась Кешаве Кашмири и сказала ему: «О, брахман, ты настолько удачлив! Мой Прабху, мой Свами явился перед тобой! Сегодня ты получил Его даршан. Ступай же, предайся Его лотосным стопам и сделай свою жизнь успешной!»
На следующий день рано утром брахман Кешава Кашмири постучался в дверь Господа Шри Чайтаньи Махапрабху. Когда дверь открылась, Кешава Кашмири припал к лотосным стопам Махапрабху и стал просить Его: «О, Нимай, будь милостив ко мне! По милости Сарасвати-деви я понял, кто Ты такой. Ты - Нараяна Бхагаван». Шрила Вриндаван дас Тхакур в «Чайтанья-Бхагавате» описывает ответ Гаурасундары. Он очень смиренно сказал: «Брахман, оставь все виды знания, которые мешают тебе прийти во Врадж. Чего ты достигнешь с их помощью? Люди будут давать тебе много денег, почитать тебя и предлагать тебе гирлянды, но что это в сравнении с совершением бхаджана? Только бхагавата-бхаджан может отправиться с тобой в следующую жизнь. Если ты не будешь совершать его, ты не достигнешь Господа. В жизни есть только одна цель – это совершение бхаджана и кришна-севы».
Только так мы обретем бхакти, которое приведет нас к Бхагавану. Поэтому Шриман Махапрабху проявляет эту лилу как наставление для всех живых существ. Он говорит: «Обретая обычное знание, ты не сможешь достичь кришна-прему. А кто на самом деле совершает бхакти, тот обретает в сердце знание и отречение».
Однако, если вы получили посвящение, и не поклоняетесь гуру и вайшнавам, то вы ничего не достигнете. Даже тот, кто повторяет много кругов, но не предлагает служение гуру и вайшнавам, не достигнет бхакти. С другой стороны, есть люди, которые очень много служат, но не повторяют святых имен. Они также не получат плода. Бхакти и сева должны идти рука об руку. Такова сварупа дживы: совершать бхагавата-севу.
дживера сварупа хайа кришнера нитья даса
кришнера татастха-шакти бхедабхеда пракаша
Сколько из вас знает эту шлоку? Природа души – это служить Господу. В этом заключается бхакти. Вайрагья сама придет к вам. Но это не должна быть пхалгу-вайрагья, или ложное отречение. Поэтому Махапрабху говорит: «Вы не должны идти по пути ложного отречения, ведя себя как обезьяны во Вриндаване».
Вы видели поведение обезьян? Они сидят очень тихо и спокойно, словно не способны сделать ничего плохого, но стоит им увидеть очки, они тут же бросятся на вас и сорвут их. Это наставление дал Сам Чайтанья Махапрабху.
Не обладайте отречением обезьяны. Не будьте привязаны. Вы получите все, что необходимо для кришна-севы, но у вас должно быть желание служить гуру, вайшнавам и Бхагавану. В то же время вы должны держаться вдалеке от чувственного наслаждения.
Можно цитировать много шлок, выступать перед огромной аудиторией, и видеть, как все вам рукоплещут, но это не будет иметь смысла без служения.
В Кешаваджи Гаудия Матхе жил один брахмачари. Целыми днями он изучал шлоки и в совершенстве владел санскритом. Все любили и уважали его за это, но он не совершал никакого служения. Только выходил принять прасад, оставлял грязную тарелку и возвращался в комнату продолжать изучение. Через некоторое время этот брахмачари начал замечать недостатки в своем Гуру. Он вдруг стал думать: «О, Гурудев говорит не так искусно». Что случилось потом? Он начал совершать оскорбления и даже критиковать Шрилу Гурудева в том, что тот неправильно цитирует шлоки на санскрите. В результате этот юноша погрузился в майю, женился и все оставил. Где он сейчас? Никто не знает. Поэтому, просто накапливая знание, вы не сможете прийти к Господу. Отправляйтесь к святым личностям. Они будут учить вас совершать бхаджан. Покоритесь им, оставив двуличие.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Дели, 27 марта 2017