Господь Чайтанья Махапрабху каждый день, не прерываясь, совершал нама-санкиртану в доме Шриваса Тхакура. При этом у Него проявлялись все экстатические признаки: лились слезы, волоски на теле вставали дыбом и т. д.
Однажды некий брахман постучался в дом Шриваса Тхакура. Он хотел участвовать в нама-санкиртане, но все были настолько погружены в воспевание святых имен, что никто не слышал его стука. Тогда брахман разгневался и проклял Махапрабху. Он сказал: «Нимай, Твоей семейной жизни пришел конец! Это значит, что Ты должен будешь принять санньясу».
тйактва су-дустйаджа-сурепсита-раджйа-лакшмим
дхармиштха арйа-вачаса йад агад аранйам
майа-мргам дайитайепситам анвадхавад
ванде маха-пуруша те чаранаравиндам
(Шримад-Бхягаватам, 11.5.34)
["О Маха-пуруша, я поклоняюсь Твоим лотосным стопам. Ты оставил общество богини удачи с ее богатством, от которого так трудно отказаться и к которому стремятся даже великие полубоги. Преданный пути религии, Ты подчинился проклятию брахмана и ушел в лес. Бесконечно милостивый, Ты призываешь все обусловленные души, жаждущие иллюзорных наслаждений, и в то же время повсюду ищешь Шьямасундару, желанного Господа Твоего сердца".]
Шри Чайтанья Махапрабху – это Сам Кришна. Кто может проклясть Его? Но Он смиренно принял кару брахмана и решил стать санньяси. Арйа-вачаса. Арйа означает «брахман», вачаса значит «согласно проклятию».
Махапрабху был постоянно погружен в настроение Шримати Радхики. День и ночь взывая и плача, Он говорил: «Кахан мора прананатха – Где Мой возлюбленный? Как Мне встретиться с Ним? Я – Радха. Мой возлюбленный покинул Меня, и теперь Я плачу». А когда у Него проявлялась вамья-бхава, Он не хотел видеть Кришну, считая Его обманщиком.
Махапрабху повторял: «Гопи, гопи, гопи. О Мои сакхи, Я не хочу видеть этого черного обманщика! Он оставил Меня!» Однажды, когда Он пребывал в настроении любовного гнева и призывал Своих сакхи, к Нему подошел один брахман-пандит и сказал: «Эй, Нимай, Ты ведь ученый. Какую шастру Ты сейчас повторяешь? Почему Ты твердишь: «Гопи, гопи, гопи»? Все писания призывают совершать в Кали-югу нама-санкиртану. Почему же Ты не воспеваешь: «Кришна, Кришна, Кришна?»
В ответ на это Чайтанья Махапрабху очень разгневался. Он ударил брахмана палкой, и тот убежал. Брахман не понял настроения Чайтаньи Махапрабху и стал вести пропаганду: «Нимай Пандит проповедует то, что не соответствует писаниям». Он созвал всех остальных ученых, и те подумали: «О! Нимай так возгордился Своей ученостью. Он говорит отсебятину. Надо Его проучить!» Так они задумали побить Нимая.
Когда Господь Шри Чайтанья услышал это, Он подумал: «Какие же они глупцы! Не могут понять Моего высочайшего настроения! Они совершили оскорбление Моим лотосным стопам, потому что не знают, кто Я такой. Но если Я приму санньясу, то те же люди станут выражать Мне почтение, и все их оскорбления нейтрализуются».
Когда вы предлагаете поклоны санньяси, все ваши оскорбления уходят. Так говорят писания. Но если вы не выражаете им почтения, то после смерти отправитесь в ад. Шриман Махапрабху думал: «Люди полагают, что Я обычный человек, и тем самым совершают оскорбление. А поскольку Я – Бхагаван, то их действия являются бхагавата-апарадхой».
Есть три категории апарадх: по отношению к бхагавата-сварупе, виграха-сварупе и нама-сварупе, трем формам, которые принимает Господь Шри Кришна. Сваям-сварупа Голоки Вриндаваны – это Враджендра-нандана Шьямасундара; виграха-сварупа – это то, как Он проявляет себя в материальном мире в виде неотличных от Него Божеств, а нама-сварупа – это проявление Господа в форме святого имени.
Оскорбления, нанесенные изначальной сварупе Враджендра-нандана Шьямасундаре очень опасны, потому что их невероятно сложно искупить в отличие от оскорблений виграха-сварупы, нейтрализуемых служением Божествам, и от оскорблений нама-сварупы, устраняемых воспеванием.
Пандиты не могли понять, кто такой Чайтанья Махапрабху, и это стало причиной апарадхи. Но Господь Шри Кришна Чайтанья явился в эту Кали-югу для того, чтобы раздавать всем прему. Однако, Он не мог вручить ее оскорбителям, и потому решил принять санньясу.
Шри Чайтанья Махапрабху совершал лилу. Раньше Он очень гордился Своим образованием, видьей, а сейчас смиренно просил прощения у пандитов. Он даже отправился к Ганге, туда, где брахманы стирают свою одежду. Чайтанья Махапрабху стал очень смирен. Когда Он возвратился из Гайи, Eго сознание полностью поменялось. Он стал спокойным и умиротворенным.
После свадьбы Махапрабху никогда не шутил со Своей супругой Вишнуприей, но за день до принятия санньясы, Он был с ней очень разговорчив.
«Что же случилось? Почему мой муж стал таким внимательным ко мне?» – подумала Вишнуприя-деви. Рано утром она пошла принять омовение в Ганге и разбила в кровь пальцы ног, ударив их о камни. Также, она потеряла свою носовую серьгу, и у нее начал дергаться правый глаз. Все эти признаки указывали на нечто неблагоприятное. Деви подумала: «Что происходит?» Она очень расстроилась, опасаясь нехороших событий. Сделав прекрасную гирлянду, Вишнуприя предложила ее Нимаю и подумала: «Возможно, сегодня мой муж примет санньясу и уйдет из дома». Поэтому она всю ночь просидела у Его стоп, не выпуская их. Нимай никак не мог уйти, и тут Он вспомнил про Йогамайю. Обратившись в Нидра-деви, она вошла в глаза Вишнуприи-деви и усыпила ее.
Рано утром, в брахма-мухурту Нимай вышел из комнаты. Был месяц магха. В Навадвипе в это время уже очень холодно. Все спали. Шачимата тоже отдыхала. Как же Нимай мог принять санньясу без разрешения матери? Тогда Махапрабху снова призвал Йогамайю, и она стала имитировать звуки, которые издает кукушка. Шачимате приснилось, что она говорит: «Эй, кукушки Враджа, отправляйтесь во Врадж». Так Нимай косвенным образом получил ее разрешение. В холодный месяц магха Он пришел на берег Ганги, совершил ей пуджу, воздал ставы и стути и, прыгнув в ее воды, пересек, отправившись в Кантак Нагари. Там Он встретил санньяси Кешаву Бхарати и принял от него санньясу.
Шриман Махапрабху оставил жену и престарелую мать, и по этой причине тот берег Ганги получил название Нирдая-гхат (нирдая – жестокое сердце). Мы посещаем это место во время Навадвипа-дхама-парикрамы.
Когда Шри Чайтанья Махапрабху встретил Кешаву Бхарати, тот подумал: «Как я могу дать Ему санньясу?» А Нимай сказал: «Прошлой ночью Мне приснился сон, в котором садху сказал Мне, что Я должен принять санньясу. Вы дадите Мне санньяса-мантру?» Кешава Бхарати ответил согласием.
У Чайтаньи Махапрабху были очень красивые волосы: волнистые, длинные, блестящие и ослепительно-черные. Обет отречения требовал расстаться с ними. Целых полдня парикмахер не мог прикоснуться к ним, но потом все же убрал.
Санньяса — это клятвенное обещание совершать мукунда-сева-вритти, т.е. служить только Кришне-Говинде, всегда пребывать в гопи-бхаве и памятовать кришна-лилы. Приняв ее, Господь Чайтанья Махапрабху отправился во Вриндаван. Все жители Навадвипы плакали, а Он начинал новую жизнь.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Бразилия, 23 февраля 2016