Господь Шри Чайтанья Махапрабху объяснил, как войти в шуддха-бхакти. Существует два вида бхакти: вайдхи-бхакти и рагануга-бхакти.
Когда Рай Рамананда встретился с Ним на берегу Годавари, он процитировал следующий стих:
нанопачара-крита-пуджанам арта-бандхох
премнаива бхакта-хридайам сукха-видрутам сйат
йават кшуд асти джатхаре джаратха пипаса
тават сукхайа бхавато нану бхакшйа-пейе
(Ч.-ч., Мадхья, 8.69)
«Рамананда Рай продолжал: „Когда человек испытывает голод и жажду, то любые яства и напитки доставляют ему большое удовольствие. Аналогичным образом, когда Господу поклоняются с чистой любовью, любая деятельность, являющаяся частью этого поклонения, пробуждает в сердце преданного трансцендентное блаженство“».
Если вы голодны, то будете есть все, что вам предложат, а если нет, то сколько ни ставь перед вами изысканных яств, вы их не оцените. Например, если ваш желудок полон, и я дам вам расагулу, станете ли вы ее есть? Нет.
Шрила Рупа Госвами объясняет: «Бхакти зависит от двух вещей: уткантха и авеша. Первое – это желание, стремление, а второе – насколько вы поглощены этим. Когда придет стремление и голод, тогда будут и соответствующие действия. Без голода не будет сильного стремления. Авеша – это поглощенность бхаджаном и садханой. Если мы будем погружены в кришна-бхаджан, кришна-катху и кришна-наму, тогда сможем достичь совершенства.
Это подобно тому, как вишайи, материалистически настроенные люди, зациклены на зарабатывании денег, поскольку всегда поглощены удовлетворением своих желаний.
Вот хороший пример. У одного продавца золота никогда не закрывался магазин. Хозяин фактически жил в своем круглосуточном магазине. Поэтому прибыль приходила к нему 24 часа в сутки. Но однажды он заболел, у него поднялась высокая температура. Тогда он сказал своему сыну: «Я так болен. Не могу сидеть. Оставайся в магазине вместо меня». Затем ему стало еще хуже. Пульс участился до 160 ударов в минуту, и температура поднялась выше. Но даже в таком состоянии он не переставал думать о своем бизнесе. Когда врач пришел к нему, и, измерив пульс и температуру, объявил: «107 градусов по Фаренгейту!», то больному показалось, что это новая выгодная цена за унцию золота. Он тут же позвонил сыну, сказав ему: «Срочно продавай все золото!», и оставил свое тело.
Материалисты думают лишь о том, как насладить свои чувства. Вишаи-авишта-читта. Чем больше они заработают, то больше смогут насладить себя. Но преданные Кришны думают о Нем 24 часа в сутки. Шрила Рупа Госвамипад дает объяснение как служить Господу: нана-упачара, множеством составляющих.
Если у вас нет бхакти, то что бы вы ни предложили Господу, Он не примет. А если бхакти есть, то Он будет принимать любое ваше подношение. В этом заключается природа Господа. Когда Он пришел в дом Дурьйодханы, тот предложил ему множество изысканных угощений, но Господь не стал их принимать, потому что у Дурьйодханы не было бхакти. После этого Он приехал в дом Видуры. Жена Видуры была дома, и она была настолько погружена в Кришну, что кормила Его кожурой от бананов вместо самих бананов. И Кришна ел ее. Затем появился Видура и сказал жене: «Что ты делаешь?» А Кришна ответил: «Нет, нет. Не останавливай ее служение, потому что Я пришел вкушать не бананы, а прему».
Господь принимает только прему.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Вриндаван, 27 октября 2007