Три красивые рыжие бродячие собаки слонялись по улицам и однажды встретились в парке. Они были очень похожи друг на друга окрасом, возрастом и комплекцией. Познакомившись, дворняжки стали выяснять, как у кого обстоят дела, рассказывать о своей жизни и делиться: «Сейчас трудные времена. Люди не особо нас кормят».
В Индии практически всюду вы можете встретить бездомных собак, потому что их не одомашнивают. Только некоторые богатые люди, у кого есть свободные средства, кормят собак и заботятся о них. Но в основном, если их и заводят, то для того, чтобы те охраняли дома. А вот на Западе люди любят собак. Они держат их у себя дома, проводят с ними время, играют, целуют, обнимают.
Итак, собаки рассуждали: «О, сейчас все так сложно. Даже найти какие-нибудь объедки на улице стало проблемой. Нам достается только что-нибудь вконец плохое или испорченное». Так они беседовали, а в это время совсем рядом с парком проходил большой праздник. Он был под шатром и за закрытыми дверями, поэтому никто не мог попасть туда без приглашения. Какой-то влиятельный человек справлял свадьбу своей дочери, собрав множество богатых людей. Охранники очень тщательно проверяли пригласительные билеты гостей.
Собаки подумали: «Какой прекрасный аромат доносится оттуда. Наверное, там все очень вкусно. Но как же нам туда попасть?» Они думали-думали – и решили, что это невозможно, так как охранники ни за что бы не пропустили их.
Но вдруг одна собака сказала: «Мы должны попытаться. Попытка – это лучшее, что может быть в нашей жизни». Плененные ароматами ладду, качори, сладкого риса и прочих кушаний, собаки вновь озадачились тем, как попасть на праздник, но все было тщетно. Даже подглядеть внутрь было невозможно.
Тем не менее, самая решительная из них не хотела сдаваться. Она все искала лазейку, и, наконец, заметила в одном углу небольшое отверстие. Собака решила: «Я могу разгрызть это место, увеличив его». Провернув свой план, она наконец-то пробралась внутрь. Боже, что она там увидела! Сотни различных приготовлений, несметное количество лучших угощений! От увиденного у нее потекли слюнки. Она уже приготовилась есть приглянувшееся ей блюдо, как вдруг перед ней появился охранник. Разгневанный, он взял палку и стал бить собаку, прогоняя ее. Дворняжка заскулила и убежала. А снаружи ее ждали подруги. Они спросили: «Дорогая, как там все было?» Не признавшись, что ее избили, собака сказала: «О, чего я там только не отведала! Идите и вы».
Еще одна гостья немедленно прыгнула в отверстие. В предвкушении сытного банкета, она склонилась над яствами, но тут снова появился охранник. Со словами: «Опять эта псина здесь!», - он схватил горящую палку, хорошенько отдубасил ею собаку, и в довершение облил ее кипятком. Бедняжка с визгом выбежала, к ней подоспела третья собака и спросила:
- Ну что? Как все прошло?
- О, замечательно. Все было такое горяченькое! С пылу, с жару! [Гурудев использовал выражение «гарам-гарам», означающее блюдо, только что снятое с огня].
Услышав это, третья собака вмиг пробралась внутрь. Но очень скоро ее обнаружил все тот же охранник. Он удивленно сказал: «Ты снова здесь? Ну, погоди! Сейчас я свяжу тебя, и ты больше не сможешь заявиться сюда!»
Так, собака долго сидела на привязи, а в это время ее подруги думали: «Почему она не возвращается? Неужели она ест все это время?»
Наконец, свадьба подошла к концу, и пленницу отпустили, предварительно надавав ей тумаков. На вопрос: «Почему ты так задержалась?», - собака ответила: «Ох, мне там оказали такой теплый прием! Когда я хотела уйти, они сказали: «Дорогая подруга, останься». А я ответила: «Нет, я пойду, а завтра снова вернусь». И только после этих слов они меня отпустили».
Итак, о чем говорит вся эта история? В материальном мире люди хотят предаваться чувственным наслаждениям, но Майя-деви сурово наказывает их. Первая собака, попавшая на праздник, символизирует гуну невежества, вторая – страсть, а третья - благость. Отверстие, через которое пробирались собаки – это асакти, привязанность к членам семьи. Обусловленная душа страдает в этом мире, ведь даже гуна благости является причиной рабства.
Майя-деви наказывает нас с помощью трех гун. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада объясняет, что она нас связывает этими гунами как цепями. Золотая цепь – это саттва-гуна, серебрянная – раджа-гуна, а стальная – тама-гуна. Как освободиться от их влияния? Необходимо повторять святые имена, совершать бхаджан и садхану. Помните, что этот мир создан не для того, чтобы наслаждать вас. Вы пришли сюда, чтобы совершать бхаджан-садхану и повторять святые имена:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Так, постепенно вы будете избавляться от всех привязанностей и влияния майи. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что кришна-катха подобна лодке, на которой вы сможете пересечь океан майи. Шри Шукадева Госвамипад сказал: «Хари-катха очень могущественная. Без нее невозможно очистить ум».
Вы можете повторять сто тысяч святых имен, триста тысяч и даже больше, но ум будет постоянно блуждать. А если вы начнете слушать хари-катху, то ваше сердце станет чистым. Господь Шри Хари Сам войдет в него через ваши уши и очистит его.
шринватам сва-катхах кришнах
пунйа-шравана-киртанах
хриди антах стхо хи абхадрани
видхуноти сухрит сатам
нашта прайешв абхадрешу
нитйам бхагавата-севайа
бхагавати уттама-шлоке
бхактир бхавати наиштхики
«Должное слушание и воспевание славы Шри Кришны обладают огромным могуществом. Кришна, вечный друг преданных, проявляется в сердцах тех, кто любит слушать повествования о Нем, и искореняет неблагоприятные желания чувственных удовольствий. Постоянное слушание «Шримад-Бхагаватам» и служение преданному бхагавате уничтожает все неблагоприятное в сердце. Тогда преданное служение Бхагавану Шри Кришне, прославленному в трансцендентных молитвах, становится непоколебимым». (Ш.-Б., 1.2.17, 18)
Во время воспевания святых имен ваш ум будет блуждать, но слушание хари-катхи позволит сконцентрироваться.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Голландия, 15 декабря 2018