Когда никого нет рядом, черепаха вытягивает свои лапы и голову, но, если кто-то приближается, она сразу прячет в панцирь все части своего тела. Думая, что ей грозит опасность, она прикидывается мертвой, а затем, понимая, что никто не тронет ее, снова показывается из-под панциря. Таким же образом Кришна говорит в Дварака Пури: «Никто здесь не понимает Моего сердца. Как же Мне выразить его? Порой Я не могу сдержаться. Гопи, послушайте, когда Я думаю о вас, то сразу начинаю плакать. И Меня спрашивают: «Почему Ты плачешь?»
В Дварака Кришна проливает слезы, но никто не может понять Его сердца. Он продолжает: «Кому Я могу объяснить, почему плачу. О, гопи, когда Я думаю о вас, то всегда плачу и думаю, как встретиться с вами. Но в Дварака Пури у Меня есть обязанности. Я принял обет, и должен убивать демонов, восстанавливать варнашрама-дхарму и защищать преданных. Но правда состоит в том, что Я никогда не забываю о вас».
Кришна честно сказал: «О, гопи, не обвиняйте Меня. Я не могу не думать о вас. Какова ваша према? Она чиста и совершенна. Ее нет нигде, кроме Враджа: ни на Вайкунтхе, ни в Двараке, ни в Айодхье, ни в Матхуре. И если это совершенная према, то, как возможно, чтобы Я забыл о вас?»
На самом деле Кришна не может забыть гопи, и гопи во Вриндаване тоже плачут по Нему. Они испытывают трансцендентное безумие, день и ночь страдая по Кришне. Кришна плачет по гопи, а гопи плачут по Кришне, и тогда они встречаются. Вираха – милана, милана – вираха. Это очень сложно понять. В своей разлуке они встречаются друг с другом, а во встрече испытывают разлуку. Такое явление называется према-вайчиттья.
Шримати Радхика сидит на коленях у Кришны, и Мадхумангал говорит: «Мадхусудана ушел и не вернется». Тогда Она начинает погружаться в разлуку с Кришной, думая: «Мадхусудана Кришна ушел куда-то. Он не со Мной». Радхарани плачет: «Ха Кришна! Ха Кришна!» Говинда замечает это и говорит Ей: «Я же с Тобой!», - но Она все равно объята разлукой.
Наши ачарьи объясняют, что встреча и разлука происходят одновременно. Если я буду вам это объяснять, вы не поймете. Просто слушайте. Ваша удача состоит в том, чтобы слушать, а моя - в том, чтобы рассказывать вам. Даже если вы будете засыпать, слушая эту катху, все равно сидите.
Итак, вираха-милана, милана-вираха. Одновременно происходит и встреча, и разлука. Можно ли это понять? Нет. Если я буду углубляться в эту тему, то вы будете все больше и больше погружаться в сон, и подумаете: «Наверное, Гурудев сошел с ума».
Итак, Шримати Радхика плачет: «Кришна! Кришна!» Что означает Ее плач? Хотя Она одна, но в Своем сознании находится с Кришной и думает, что Он пришел. Она закрывает Свои глаза руками, полагая, что это руки Кришны. Радхарани вспоминает лилу, когда Говинда подошел к Ней со спины, закрыл Ее глаза ладонями и сказал: «Отгадай, кто Я?» Она в точности повторяет Его слова, забывая, что Кришна далеко от нее. Улыбаясь, Радхика говорит: «Кришна! Это Ты?» На самом деле физически Его нет рядом, но Радхарани улыбается Ему, и сакхи замечают это. Такое поведение называется анубхава-према. Через несколько минут Шримати Радхика думает: «Ой, а где Кришна? И почему Я улыбалась? Наверное, Мне все это приснилось». К Ней приходит так много анубхавы, и Она думает: «Ах, это неправда».
Кришна рассказал эту катху Радхарани. Он сказал: «Радха, на самом деле в тот момент, когда Ты сказала: “Кришна, это Ты закрыл Мои глаза?", - Я был там. Ты попросила Меня встать перед Тобой, и Я вышел. Но Ты подумала, что это Твой сон». Кришна очень смиренно сказал: «По милости Господа Нараяны каждый день Я отправляюсь во Вриндаван и встречаюсь с Тобой, а Ты думаешь, что Тебе это снится. Радхика, это не сон, а явь! Я никогда не разлучаюсь с Тобой!»
Ту же катху Господь Чайтанья Махапрабху сказал Своей матери Шачимате. Предлагая множество блюд своему Иштадеву Нараяне, она думала о своем сыне. Шачимата рассуждала: «О, если бы сегодня пришел Нимай, тогда бы я приготовила Ему сабджи из банановых цветов. Он так любил его и всегда просил добавки». Мама думала о своем Нимае и плакала. В тот же момент Он появился там и принял все, что она приготовила, но Шачимата по-прежнему считала, что просто увидела сон.
Попытайтесь понять: Встреча – разлука, разлука – встреча. Все это взаимосвязано.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Бразилия, 24 января 2018