Чтобы прогрессировать в духовной жизни, необходимо принять прибежище у истинного духовного учителя. Веды утверждают, что без стремления к духовности, человеческая жизнь абсолютно бесполезна, потому, что потребность есть, спать, обороняться и совокупляться, так же присуща любому животному.
В Ведических писаниях сказано, что в этот век Кали-юги никто не будет жить дольше ста лет. Каждый день человек тратит на сон около 12 часов, то есть он спит половину жизни. Больше десяти лет длится детство, которое он проводит в играх со своими друзьями, когда он слишком маленький, и не понимает, какая деятельность благочестивая, а какая греховная. Так неосознанно, проходят шестьдесят лет человеческой жизни.
Если человек хочет освоить какую-то профессию, ему необходимо учиться около двадцати пяти лет, сначала окончить школу, потом колледж и так далее – нужно овладеть множеством наук. А в оставшиеся пятнадцать лет он пытается вести семейную жизнь: воспитывать детей, зарабатывать деньги, накапливать имущество и прочее. Так проходят отведенные ему сто лет. Уделяет ли такой человек хотя бы секунду на духовную жизнь? Нет. Материалисты тратят жизнь на удовлетворение своих собственных желаний.
К тому же, человек часто болеет, и поэтому не успевает заниматься духовными поисками и задаваться вопросом: «Почему он пришел в этот материальный мир, и куда он уйдет после смерти?»
Шанкарачарья написал прекрасную песню «Бхаджа говиндам»:
балашта ваткри дашактах
тарунашта аваттаруни шактах
вриддхаштава чинта шактах
паре брахмани коапи на шактах
(Бхаджа говиндам, стих 7)
«В детстве человек увлечен играми со своими друзьями, в юности он стремится поскорее обрести семейную жизнь, и к старости – полностью привязывается к своему материальному телу».
В старости ум человека поглощен заботами о теле. Такова природа материального мира – вызывать многочисленные страдания грубого, физического тела. В старости чувства ослабнут: зрение помутнеет, слух станет слабым, руки будут дрожать, а зубы начнут выпадать один за другим. Тело будет стареть, однако ум – нет. Ум всегда будет думать, как наслаждаться все больше и больше, но чувства уже не позволят.
бхаджа говиндам бхаджа говиндам
говиндам бхаджа мудха мате
«Пожалуйста, о разумный человек, послушай меня! Просто повторяй имя Говинды».
Сейчас, пока мы молоды, мы легко можем совершать бхаджан и садхану, но в старости появится много препятствий. Безусловно, вы пришли в этот мир одни, и уйдете тоже одни. Кто пойдет с вами в момент смерти? Ваши друзья? Ваш друг или подруга? Ваше богатство? Никто не пойдет! В момент ухода вы осознаете: «О! Что я натворил! Моя жизнь прошла впустую».
Если у тебя много денег, люди интересуются: «Как ты?», – но если у тебя нет денег, они спрашивают: «Кто ты?» Постарайтесь понять, что такова природа материального мира. Без воспевания святых имен Господа, мы никогда не переправимся через океан материального существования. Тело может исчезнуть, но душа никогда не умрет. Душа живет в теле, и когда тело умирает, душа переходит в другое грубое тело. Мы рождаемся согласно нашей карме в разных формах, таким образом, оставаясь в океане повторяющихся рождений и смертей.
пунарапи джананам пунарапи маранам
пунарапи джанани джатхаре схайанам
«Снова рождение, снова смерть – и я должен возвращаться в лоно матери! Очень тяжело путешествовать в бесконечном океане самсары. О Мурари! Спаси меня, пролей на меня свою милость!»
кате канта каште путрах
самсаро' айаматива вичитрах
кашйа твам ках кута айатах
таттвам чинтайа тадиха бхратах
«О сумасшедший человек! Откуда такая погруженность в мысли о богатстве? Некому вести тебя? Во всех трех мирах есть только одно, что может спасти тебя из океана самсары. Немедля, садись в лодку садху-санги».
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Книга "Шри Вьяса-пуджа"