Как я уже говорил, маха-мантра состоит из восьми пар святых имен. Шесть из них относятся к играм встречи, а две – к играм разлуки. Итак, первая и вторая пара святых имен указывают на встречу Шри Шри Радхи и Кришны в уединенном месте. При повторении второй пары имен пробуждается ништха-буддхи, устойчивое настроение по отношению к Радхе и Кришне. Когда в сердце садхаки приходит ништха, он может памятовать об играх встречи, обозначенных первыми двумя парами Харе Кришна маха-мантры.
Шрила Бхактивинода Тхакур объяснил значение слова «Харе» во второй паре. Шри Кришна очень могущественный. Харе означает харати – «тот, кто забирает». Это относится к Кришне – Тому, кто уничтожает все страхи Своих старших. Имя «Кришна» относится к тому, кто так привлекает всех гопи, что они забывают обо всех домашних обязанностях.
В третьей паре имен – Кришна Кришна – Он тот, кто привлекает и является очень могущественным. Он зовет всех гопи в кунджи. От глубокой привязанности к гопи Он крадет их одежды и совершает другие очень сладостные игры.
Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что, когда джата-рати-садхака повторяет третью пару имен, он испытывает разлуку с Кришной и вспоминает, например, о том, как Кришна отправляется пасти коров, а гопи переживают особую разлуку с Ним:
чаласи йад враджач чарайан пашун
налина-сундарам натха те падам
шила-тринанкyкураих сидатити нах
калилатам манах канта гаччхати
(Ш.-Б., 10.31.11)
«О господин! О наш дорогой возлюбленный! Когда Ты покидаешь деревню пастухов, гоня перед собой коров, мы сходим с ума, беспокоясь, что Твои стопы, которые нежнее и прекраснее лотосов, будут исколоты острой шелухой от зерен, жесткой травой и колючими растениями».
Чаласи йад враджач чарайан пашун – когда Шри Кришна отправляется пасти коров, гопи погружаются в океан разлуки с Ним. Не в силах вынести этого, они порой теряют сознание.
Это настроение разлуки возникает в сердце преданного
Когда джати-рати-садхака повторяет четвертую пару имен – Харе Харе, он памятует об играх встречи. Во время полуденных игр (мадхьяхна-калия-лила) Шримати Радхарани идет на Ямуну набрать воды, чтобы на Сурья-кунде поклоняться Сурья-девате, богу Солнца, и там Она и Ее сакхи встречаются с Кришной. Так в сердце джата-рати-садхаки возникают всевозможные уддипаны, стимулы.
Пятая пара имен – Харе Рама. Повторяя Харе Рама, аджата-рати-садхака испытывает множество разнообразных чувств в дасья-бхаве, настроении служения:
айи нанда-тануджа кинкарам
патитам мам вишаме бхавамбудхау
крипайа тава пада-панкаджа-
стхита-дхули-садришам вичинтайа
(Шри Шикшаштака, 5)
«О мой Господь! О Кришна, сын Нанды Махараджа! Молю, будь милостив ко мне, Твоему вечному слуге! Запутавшись в сетях кармы, я тону в страшной пучине материального бытия. Позволь мне стать пылинкой на Твоих лотосных стопах».
В сердце проснется такого рода настроение разлуки: «О Нанда-нандана Кришна! В соответствии с результатами моей предыдущей кармы я вынужден скитаться в цикле рождений и смерти. Пожалуйста, прими меня как Своего незначительного слугу». Однако джата-рати-садхака, повторяя пятую пару имен, памятует о сладостных играх встречи Шри Радхи и Шри Кришны (милана-лилах). Встретившись на Сурья-кунде, Они совершают различные игры: плещутся в воде (джала-кели), качаются на качелях (джхулана-лила) или устраивают пикник в лесу (ванья-бходжана). Игра вамши-чори-лила, в которой гопи похищают флейту Кришны, также проходила на Сурья-кунде.
Во время повторения шестой пары имен – Харе Рама – в сердце джата-рати-садхаки проявляется настроение экстаза, бхава-даша. Достижение этой стадии называется шестой ямой:
найанам галад-ашру-дхарайа
ваданам гадгада-руддхайа гира
пулакаир ничитам вапух када
тава нама-грахане бхавишйати
(Шри Шикшаштака, 6)
«О мой дорогой Господь! Когда же при повторении Твоего святого имени мои глаза украсятся непрерывно льющимися слезами? Когда же мой голос прервется от трансцендентного счастья, а волосы на теле встанут дыбом?»
Это настроение называется бхава-даша. Когда бхава появляется в сердце, слезы сами собой льются из глаз, и у садхаки проявляются девять внешних признаков:
кшантир авйартха-калатвам
вирактир мана-шунйата
аша-бандхах самуткантха
нама-гане сада ручих
асактис тад-гунакхйане
притис тад-васати-стхале
ити-адайо 'нубхавах сйур
джата-бхаванкуре джане
(Ч.-ч., Мадхья, 23.18-19)
«Когда семя рати к Кришне начинает приносить плоды, в поведении садхаки проявляются следующие девять признаков: всепрощение, нежелание попусту тратить время, отрешенность от мира, отсутствие гордыни, надежда, устремленность, вкус к повторению святого имени Господа, привязанность к описаниям трансцендентных качеств Господа, любовь к местам, где пребывает Господь (храмы или святые места, такие как Вриндаван). Все эти качества называются анубхава – вторичные признаки экстатических эмоций. Их можно заметить в человеке, в сердце которого начало плодоносить семя любви к Богу».
Итак, разные эмоции приходят в сердце садхаки. Найанам галад-ашру-дхарайа – когда он памятует о сладостных играх Кришны, слезы сами собой текут из его глаз. Ваданам гадгада-руддхайа гира – голос прерывается и ему очень трудно повторять святое имя. Иногда Шри Чайтанья Махапрабху не мог даже произнести имя «Кришна», а иногда – имя «Джаганнатха», и Он был способен сказать лишь: «Джага, джага, джага... га га га». Пулакаир ничитам вапух када – все восемь экстатических признаков проявляются в его сердце.
Восемь признаков, составляющих саттвика-бхаву: 1) стамбха (оцепенение); 2) шведа (испарина); 3) романча (волосы встают дыбом); 4) свара-бханга (прерывающийся голос); 5) кампа (дрожь в теле); 6) ваиварна (перемена в лице); 7) ашру (слезы); 8) пралая (потеря сознания).
Во время повторения шестой пары имен джата-рати-садхака памятует об играх встречи Радхи и Кришны. Их игры продолжаются, когда Шримати Радхика возвращается домой в Яват, а Шри Кришна – в Нандагаон. Шримати Радхика, не задерживаясь в Явате, спешит в Нандагаон, чтобы встретиться с Кришной и приготовить для Него много разных блюд.
Седьмая пара имен – Рама Рама ‒ представляет игры разлуки. Рамайати ити рамах указывает на то, что Радха и Кришна испытывают разлуку друг с другом. Шримати Радхика оставила Нандагаон и, вернувшись в Яват, чувствует глубокую разлуку с Кришной.
Последняя пара святых имен – Харе Харе ‒ означает встречу. В полночь Шримати Радхика встречается с Кришной, и всю ночь Они наслаждаются сладостным танцем раса.
бхагаван апи та ратрих
шарадотпхулла-малликах
викшйа рантум манаш чакре
йога-майам упашритах
(Ш.-Б., 10.29.1)
«Шри Кришна – это Сам Верховный Господь, исполненный всех совершенств. И все же, увидев, как прекрасны осенние ночи, наполненные ароматом цветущего жасмина, Он решил насладиться любовными играми. Чтобы осуществить это желание, Он использует Свою внутреннюю энергию».
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Книга "Сокровища сердца", глава 9