Продолжаем обсуждение «Шри Шри Бхаджана–рахасьи». Мы подошли к пятой яма-садхане, которая соответствует асакти. Я думаю, что большинство из вас слышали об уровнях бхакти. Эти ступени соответствуют последовательности, которая ведет нас к достижению заветной цели.
В «Бхаджана-рахасье» Шрила Бхактивинода Тхакур говорит о том, что есть два вида садхаков: джата-рати-садхаки и аджата-рати-садхаки. Джата означает «проявленное», т.е. бхава или глубокая рати, глубокое влечение к Кришне проявилось в сердце таких садхаков. Если в сердце не проявилась рати, тогда этот садхака называется аджата-рати-садхака. Но как те, так и другие могут читать эту книгу, и следовать изложенным в ней правилам и предписаниям.
Также, есть два вида садханы. Одна называется мантра-майи-упасана, а другая – сварасики-упасана. Сварасики-упасана предназначена для возвышенных маха-бхагават, которые могут всегда глубоко медитировать на Кришну, пребывая в ашта-калия-лиле.
В процессе мантра-майи-упасаны садхака собирает различные шлоки, которые соответствуют его умонастроению или воспевает святые имена в этих шлоках. Если вы хотите сделать прекрасную гирлянду, то должны собрать большое количество разных цветов. Затем вам нужно взять иголку с ниткой и, нанизав цветы на нить, сделать гирлянду. Таким же образом, в начале своего духовного пути садхака воспевает святые имена согласно ручи, вкусу, который у него есть. Он должен подбирать соответствующие стихи из «Шримад-Бхагаватам» и книг наших Госвами. Также Шрила Джива Госвами говорит: «Мантра-майи-упасана подобна озеру, а сварасики-упасана - прекрасной реке, которая несет свой поток».
Таким образом, когда садхака повторяет святые имена, он памятует эти сладостные шлоки в соответствии со своим настроением, и предлагает бхаву, свои чувства лотосным стопам его Иштадевов Шри Шри Радхи-Кришны. Тогда сердце практикующего становится свараса, то есть у него появляется сладкий вкус по отношению к садхане.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Санкт-Петербург, 24 апреля 2011