Гопи также наслаждаются этой расой, но какой вид расы испытывают они? Слово раса имеет два значения: расате (асвадьяте) ити расах – то, что вкушают, является расой; и расьяти (асвадьяти) ити расах – тот, кто вкушает, называется раса. Когда экстатическое настроение достигает высших уровней, и различные любовные эмоции, или бхавы, проявляются в сердце, это и есть раса-лила.
Когда Кришна играет на флейте, Ямуна становится полноводной и появляются большие волны. Течение всех рек полностью останавливается, а воды Манаси-Ганги и Ямуны не текут, а образуют водовороты.
надйас тада тад упадхарйа мукунда-гитам
аварта-лакшита-манобхава-бхагна-вегах
алингана-стхагитам урми-бхуджаир мурарер
грхнати пада-йугалам камалопахарах
(Ш.-Б., 10.21.15)
«Услышав песнь флейты Шри Кришны, Ямуна, Манаси-Ганга и другие реки от вожделения, камы, приходят в замешательство. Желание любви в их сердцах вызывает появление множества водоворотов на их поверхности, и течение рек останавливается. Предлагая лотосы, как дар, своими волнами-руками, они обнимают Мадана-мохана и помещают Его лотосные стопы себе на грудь».
Шрила Шукадева Госвамипад поведал об этом Парикшиту Махараджу в «Вену-гите». Когда Кришна играет на флейте, сердце каждого становится полностью опьяненным божественной любовью, потому что звуки Его флейты очень могущественны. Те, кто находится в мадхурья-расе, могут осознать танец раса гопи и то, как Кришна обнимает и целует их. Это осознание зависит от того особого настроения, в котором находится преданный Господа.
Настроение мамы Яшоды – это ватсалья, родительское настроение. Поэтому когда Кундалата сказала ей: «Твой сын ночью совершает танец раса с гопи», она подумала: «Он еще малыш, и Его объятия и поцелуи с гопи – просто невинная игра. Он слишком мал, чтобы такие чувства, как влюбленность и вожделение, проявились в Его сердце».
Даже в этом материальном мире, когда приближается пора юности, человек испытывает различные любовные чувства. Так же и в трансцендентном мире гопи и Кришна встречаются друг с другом и наслаждаются множеством духовных чувств, свойственных юности.
Итак, Кришна наслаждается различными типами расы, которые проявляются в сердцах Его преданных.
Когда садхака регулярно повторяет святое имя, и его сердце освобождается от всех видов анартх, в нем проявляются различные трансцендентные настроения. Однако эти настроения, называемые сваччха-рати, не постоянные, а скорее преходящие. Иногда это может быть настроение дасьи, иногда – сакхьи, ватсальи или мадхурьи.
В 28-й главе «Джайва-дхармы» говорится:
«Сваччха (чистая) рати меняется в соответствии со взаимоотношениями, установившимися у садхаки с различными типами бхакт, находящихся в том или ином настроении и потому склонных к определенному виду садханы. Сваччха-рати подобна абсолютно чистому кристаллу и отражает бхаву того преданного, с которым общается садхака (бхакта-санга). Именно поэтому она называется сваччха-рати. Те, у кого есть эта рати, иногда называют Кришну “Прабху” и возносят Ему молитвы (ставы), иногда называют Его “митра” (друг) и шутят с Ним, а иногда поддерживают и питают Его, считая Его своим сыном. Временами они радостно называют Его “Канта” (возлюбленный), а порой к ним приходит другое настроение, и они думают о Нем как о Параматме».
Сначала, когда преданные повторяют святое имя и слушают разного рода хари-катху (повествования об играх Господа), различные настроения захватывают их ум.
Например, утром, слушая катху о ватсалья-преме мамы Яшоды, мы погружаемся в это настроение. А когда Шрила Гурудев говорит гопи-катху, рассказывает об играх девушек-пастушек, мы погружаемся в гопи-раса-катху – нектарные супружеские игры юных пастушек с Господом.
Когда Шрила Гурудев обсуждает сакхья-лилу – дружеские игры с Субалом и Шридамой, наш ум охватывает то же чувство братской любви.
Таким образом, садхака может ощутить различные настроения.
Однако когда преданный, расположенный к мадхурья-расе, утверждается в настроении супружеской любви, это называется стхайибхава (устойчивый экстаз).
На этой стадии сакхья и ватсалья расы питают мадхурья-расу, усиливая стхайибхаву.
Когда в океане образуются большие волны, то уровень воды поднимается. Иногда этот уровень повышается, а иногда понижается.
В «Шри Бхакти-расамрита-синдху» стхайибхава описывается следующим образом:
авируддхан вируддхамш ча
бхаван йо вашатам найан
су-раджева вираджета са стхайи бхава учйате
стхайи бхаво 'тра са проктах шри-кришна-вишайа ратих
(Бхакти-расамрита-синдху, 2.5.1)
«Стхайибхава – это преобладающая эмоция в сердце бхакты, которая настолько сильна, что контролирует и управляет как благоприятными (смех), так и неблагоприятными (гнев) эмоциями, подобно царю, управляющему своими гражданами. Такая стхайибхава – это кришна-рати, привязанность преданного к Шри Кришне, его постоянные взаимоотношения с Ним».
Когда садхака достигает стадии стхайибхавы, другие расы могут влиять на это постоянное настроение, усиливая или ослабляя его интенсивность, что приносит столько счастья сердцу преданного. Другими словами, остальные расы питают стхайибхаву.
Приведу пример, чтобы помочь понять это. Однажды Шримати Радхика хотела встретиться с Кришной, который был на берегу Радха-кунды. Однако в тот день Она не смогла покинуть Свой дом в Явате. Тогда Субал, преданный в сакхья-расе, отправился в Яват и пришел в дом Джатилы, свекрови Шримати Радхики. Там он переоделся в одежды Шримати Радхики, а Радхика, переодевшись в его одежды и покинув Яват, встретилась с Кришной. Здесь сакхья-раса питает встречу Радхи и Кришны. Таков процесс. Эта лила называется субала-милана-лила – игра встречи Кришны и Шримати Радхики, которая переоделась в одежды Субала.
Итак, все типы вкусов помогают стхайибхаве усиливаться в сердце, когда садхака повторяет маха-мантру: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
Шрила Харидас Тхакур описывает нама-расу следующим образом. Сначала садхака осознает сварупу (образ) святого имени. Святое имя само собой проявит свой образ в соответствии с настроением преданного. Если вы склонны к сакхья-расе, то при повторении святого имени Кришна проявится в очаровательном облике мальчика-пастушка, играющего с Субалом и Шридамой. Если ваше настроение в мадхурья-расе, святое имя откроет вам прекрасного юного Кришну, играющего с гопи.
кастури-тилакам лалата-патале
вакшах-стхале каустубхам
насагре вара-мауктикам каратале
венух каре канканам
сарванге хари-чанданам сулалитам
кантхе ча муктавали
гопа-стри-паривештито виджайате
гопала-чудаманих
(Гопала-сахасра-нама, стих 28)
«Его лоб украшен мускусной тилакой; на Его груди покоится драгоценный камень Каустубха; изысканная жемчужина украшает кончик Его носа; Его лотосные руки держат флейту; на Его запястьях сияют браслеты; все Его тело умащено мякотью чанданы (сандаловой пастой); жемчужное ожерелье обнимает Его чарующую шею; и Он всегда находится в окружении девушек-пастушек. Слава Ему, драгоценному камню среди мальчиков-пастушков!»
Шрила Гурудев так объясняет гопа-стри-паривештито: когда вы повторяете чистое святое имя – Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе, по беспричинной милости Йогамайи нама проявит перед вами этот образ – Кришну, окруженного юными гопи.
Святое имя называется воплощением расы, но если вы не общаетесь с возвышенными преданными Господа, вы не обретете жажду и не сможете ощутить божественные вкусы. Без такого общения вы не достигните совершенства.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Книга "Сокровища сердца", глава 2