мадхурипу-мукха-бимбодгирна-тамбула-рага-
спхурад-амала-каполам радхикам арчайами –
Шри Рупа Манджари прекрасно приготовила листья ореха бетеля (тамбулу) и положила в руку Шримати Радхике, а Радхика предложила тамбулу Кришне. Шри Кришна начал жевать бетель, от чего Его губы покраснели. Красный цвет – это символом анураги (сильной любви). Анурага означает параспарам снеха-анубандханам – любовь, которой гопи полностью связывают Кришну. Шри Кришна жевал бетель, и Его губы приобрели необыкновенно чарующий красноватый оттенок, подобный анураге – глубокой привязанности к Шримати Радхике. Итак, красный цвет является неотъемлемым признаком анураги.
Шримати Радхика любовалась прекрасными алыми губами Кришны. Однако Шри Кришна подумал иначе: «О, может быть, Шримати Радхика хочет попробовать то, что осталось от Ее угощения?» Поскольку Шримати Радхика принимает только то, что вкушал Шри Кришна, Он подумал: «О, Она смотрит на Мои губы, должно быть Она хочет остатки Моего бетеля».
Итак, Шри Кришна предложил этот бетель Шримати Радхике, но когда Он сделал это, Она в гневе отвернулась. В этот момент Шримати Радхика проявила ахайтука-ман, беспричинный гнев, и потому отвернула от Него лицо. Тогда Шри Кришна обнял Шримати Радхику и поцеловал Ее в щеку, оставив круглую красную отметину на Ее лице.
Таким образом, в этом стихе, который начинается с вивидха-кусума-врндотпхулла, Шрила Рупа Госвами описывает, как Шри Кришна, целуя Шримати Радхику, оставляет на Ее щеке красивый красноватый след от ореха бетеля (тамбула-рага). Когда Шри Кришна вкушал бетель, Его губы приобрели необычайно красноватый оттенок, поэтому Его поцелуй оставил такой след на щеке Шримати Радхики.
Шрила Бхактивинода Тхакур поет в своей песне:
йамуна-салила-ахаране гийа, буджхибо йугала-раса
према-мугдха хо’йе, пигалини-прайа, гаибо радхара йаша
(Декхите декхите, 4)
«Однажды, идя за водой на Ямуну, я постигну сокровенные тонкости любовных отношений Божественной Четы. И тогда, очарованная Их возвышенной любовью, я как безумная буду петь во славу Радхики».
Иными словами: «Я отправлюсь к Ямуне, где увижу, как Радха и Кришна совершают Свои любовные игры. Затем, когда я вернусь к Лалите и Вишакхе, я буду прославлять развлечения Божественной Четы».
Почему я говорю об этом? Когда вы повторяете святые имена, следует произносить или памятовать подобные стихи, тогда придет раса. Это называется мантра-майи-упасана, совершенный метод повторения святых имен. Недостаточно просто повторять Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
Шри Джива Госвами описывает процесс мантра-майи-упасаны в своей «Сандарбхе».
В «Шри Харинама-чинтамани» Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет, что нама-раса-сварупа подобна бутону цветка:
ати свалпа дине нама ха-ийа садайа
шри-шйамасундара-рупе хайена удайа
«Когда бутон святого имени начинает раскрываться, приходит осознание пленительной формы Шьямасундары, Шри Кришны на Голоке Вриндаване».
Постепенно вы будете прогрессировать и станете достойными того, чтобы увидеть прекрасный образ Кришны.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Книга "Сокровища сердца", глава 3