Господь Нрисимхадев предстал перед Шри Прахладой Махараджем, а тот подумал: «Он - Верховная Личность Бога», - и оказал ему своe почтение. Но у Прахлады Махараджа нет сева-вритти (склонности к служению). Почему? Потому что его идея такова: «Господь – Бхагаван, Он - Вездесущий, Всезнающий, Всемогущий и Самоудовлетворенный. Как можно служить Ему? Он - мой защитник и покровитель. Почему я должен давать Ему стакан воды?» По этой причине Прахлада Махарадж не предложил Господу Нрисимхадеву воды.
В противовес этому Господь Кришна явился во Вриндаване как обычный человек. Все враджаваси очень любили Его. Они и не думали, что Кришна – их защитник и покровитель, а считали, что сами должны защищать и покровительствовать Ему. Итак, мы видим две разные концепции: Прахлады Махараджа и враджаваси.
Нрисимхадев - это Бхагаван, и Враджендра-нандана Шьямасундара Шри Кришна – тоже Бхагаван, но Они являют разные лилы и имеют различных преданных. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что когда Господь являет лилу, схожую с человеческой, то в сердцах преданных проявляется очень много любви и сострадания к Нему. Какое понимание является более возвышенным: когда мы считаем, что Кришна нас защищает или когда сами защищаем Его? Концепция враджаваси быть защитниками Кришны лучше, потому что, думая таким образом, можно заключить, что Господь имеет очень сильную любовь к нам, и эта любовь (мадхурья) слаще меда.
Когда Шри Кришна совершает человеческие лилы, мы сразу же развиваем любовь и настроение служения по отношению к Нему. Но когда Он проявляет Свое могущество, мы не имеем такой склонности. Заметьте, что у враджаваси - природная склонность к служению. Таким же образом, в своих человеческих играх Шрила Гурудев иногда становится болен, и у каждого сразу возникает сильная любовь к нему и возможность послужить ему.
Господь Нараяна, Нрисимхадев, Калки никогда не болеют, лишая нас шанса позаботиться о Них, но Кришна во Вриндаване иногда недомогает, и тогда жители Враджа заботятся о Нем.
Много происшествий случалось во Врадже, но мы никогда не слышали, чтобы какие-то проблемы возникали на Вайкунтхе. На нее не нападали асуры, но в обитель Кришны, праката-Вриндаван, приходили многие из них, и все они думали, что Кришна был обычным невинным ребенком, в то время как Он является источником всех инкарнаций, включая Нараяну и Рамачандру.
рамади-мурттишу каланийамена тиштхан
нанаватарам акарод бхуванешу ким ту
кришнах свайам самабхават парамаx пуман йо
говиндам ади пурушам там ахам бхаджами
«Я поклоняюсь Верховной Личности Бога, Говинде, который воплощается в разнообразных формах, таких как Рама, Нрисимха и многих других, но при этом остается изначальной Личностью Бога, Кришной, который приходит в материальный мир и в Своей изначальной форме». (Брахма Самхита, 5.39)
сиддхантатас тв абхеде 'пи
шриша-кришна сварупайох
расеноткришйате кришна-рупам
эша раса-стхитиx
«Венкатта Бхатта продолжает: «С точки зрения сиддханты Нараяна не отличен от Кришны, но с точки зрения раса-таттвы Кришна превосходит Нараяну, потому что обладает всеми расами во всей полноте. Кришна – вместилище всех рас». (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.59/ Бхакти-таттва- вивека Гл.1)
Писания говорят, что нет разницы между Кришной, Рамой и Нараяной, но согласно раса-вичару, концепции трансцендентных вкусов, Они отличны. Это означает, что Кришна проявляет Себя в разнообразных формах, подобно одной полной луне, которая предстает в разных фазах.
Преданные в настроении айшварьи видят Кришну как Нараяну, а преданные в мадхурья-расе воспринимают Его в облике Шьямасундары. Таким же образом шуддха-бхакта, Гурудев, разыгрывает свои человеческие лилы. Без этого любовь и сострадание не проявятся в наших сердцах. Нам всем следует понять, что лилы рождения и деяний Гурудева подобны рождению и деяниям Кришны. Они полностью трансцендентны.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Книга "Шри Вьяса-пуджа"