У каждого вида любви есть свой цвет. Вы не поймете это с моих слов, но должны сами все осознать. Наши писания говорят, что об этом нужно просто слушать, а затем придет понимание.
Какой цвет у випраламбха-махабхавы? Тапта-канчана-гауранги, цвет расплавленного золота. Цвет золота как металла имеет желтоватый отлив, но когда это золото полностью расплавлено, то оно приобретает уже другой оттенок. У золота есть множество оттенков. Знаете, что такое хатака? Это один из видов расплавленного золота. Слово хатака славит Чайтанью Махапрабху. Хатака – это даже более возвышенно, чем просто расплавленное золото. Это безумно красивый цвет.
Итак, тапта-канчана-гауранги Шримати Радхика. Тот же самый Кришна, когда чувствует разлуку с Радхой, и Радха, когда чувствует разлуку с Кришной, объединяются и являются в образе Шачинанданы Гаурахари.
В «Шри Гаура-гити» поется: ниндита-хатака-канти-калевара – Тот, цвет тела которого превосходит по красоте блеск цвета расплавленного золота.
На самом деле, это белое золото. Обычно золото не бывает белого цвета, но в данном случае оно белое. Полностью расплавленное золото, которое приобретает белый оттенок.
Итак, Вриндаван один, но с одной стороны Радха и Кришна вместе, и там много любви, и все зеленого цвета, а с другой стороны Вриндавана – разлука, которую увидел Нарада Риши. Все там бело, и тела белы. Вираха.
Преданный: А как на счет температуры? Мы привыкли думать, что расплавленное золото очень горячее.
Шрила Гурудев: Нет, это просто пример, но огонь разлуки таков. Они все плавятся. Поэтому говорится, что это настроение возлюбленных.
Как я уже сказал, у каждой расы есть свой цвет. Когда
Радха и Кришна вместе, их супружеское настроение принимает зеленый цвет. Дурба – это такой оттенок травы, глубокий темно-зеленый цвет. Есть просто зеленый цвет, а есть темно-зеленый, изумрудный цвет. И это цвет супружеской любви. Затем снеха, ман, пранайя, рага. У раги цвет кункумы, красный. Рага – это глубокое влечение Радхи и Кришны. Когда любовь вырастает до махабхавы, то приобретает золотой цвет, а когда созревает до маданакья-махабхавы, то приобретает белый цвет. Но белый цвет разлуки и белый цвет маданакья-махабхавы – это разные вещи.
Преданный: И в чем же отличие?
Шрила Гурудев: Когда отправишься туда, то поймешь.
Преданный: Наш Парам-Гурудев говорил, что в белом цвете на самом деле находится весь спектр цветов.
Шрила Гурудев: Как говорится в стихе из «Шри Радха-Винода-Бихари-таттва-аштаки»: радха-чинта-нивешена. Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Махарадж все там описал. Радха-чинта-нивешена йасйа кантир. Когда Кришна переживает разлуку со Шримати Радхикой (когда Она являет ман, ревнивый гнев), то меняет Свой черный цвет тела на Ее сияющий, золотистый цвет.
Это мы объясняем в месте Имлитала у тамариндового дерева, где проходят игры Радхи и Кришны. Есть понятия радха-лингита (имеющий облик Радхи) и радхая-алингита (в объятиях Радхи). Понимаете разницу? Радхая-алингитам значит «полное объятие Шримати Радхики», т.е. Шримати Радхарани полностью покрывает все тело Кришны, и таким образом проявляется Господь Чайтанья Махапрабху. Радха-лингита-виграха означает «имеющий облик Радхики». Бхава означает «настроение», а канти – «цвет тела», но в трансцендентном мире все это едино. Без цвета тела бхава не полностью проявлена, т.е. должны присутствовать и бхава, и канти.
Возникает вопрос: почему Кришна принял цвет тела Шримати Радхики? Бхава, настроение, очень важно. Если вы совершаете бхаджан и садхану, необходимо настроение или бхава. Например, вы сидите на берегу Ямуны, и к вам приходит определенное чувство или настроение. Неважно, какого цвета ваше тело. Но в трансцендентном мире, какова бхава, таков и цвет тела. Так почему же Кришна принял цвет тела Шримати Радхики, ведь важнее не то, какой цвет тела Он принял, а в каком настроение находится? На самом деле, без цвета тела невозможно выразить настроение. Шрила Гоур Говинда Махарадж объясняет это в своем примере. Кришна думает: «Хорошо, Я – Радха. Я чувствую разлуку с Кришной». На самом деле это Кришна, но Он испытывает то, что испытывает Радхика.
Бхава или настроение может быть нестабильным. Оно может усиливаться и ослабевать. Когда бхава возрастает – это хорошо, но когда она идет на спад, тогда, Кришна, видя Свой черный цвет тела, понимает, что Он – Кришна, и говорит: «Зачем же Я тогда плачу по Кришне?», – и эти мысли прерывают все настроение. Он может так подумать, понимаете? Кришна думает: «Если Я не приму цвет тела Шримати Радхики, то, как Я буду размышлять, что Я – Радха и чувствовать разлуку с Кришной? Я же на самом деле Кришна». Настроения героя постоянно меняются подобно волнам в океане, которые, то вздымаются, то обрушиваются вниз. Итак, если Кришна будет думать: «Сейчас Я – Радха», то Его настроение начнет усиливаться, но потом, не увидев в Себе цвета тела Радхи, Его чувство, что Он – Радха, начнет ослабевать.
У бхавы есть четыре состояния: бхава-утпатти, бхава-сандхи, бхава-сабалья и бхава-шанти. Различные волны в океане порождают различные настроения. Бхава-утпатти – это зарождение настроения, бхава-сандхи – два настроения одного или разных типов одновременно, бхава-сабалья – преобладание одного настроения над другим, и бхава-шанти – угасание настроения.
Итак, когда бхава будет угасать, Кришна может посмотреть на Себя, и, увидев Свой темный цвет тела, подумать: «О, Я – Кришна. Почему же тогда Я чувствую разлуку с Кришной?» Понимаете? Тогда возникнет раса-абхас, смешение рас. Он подумает: «Чего это Я плачу по Кришне?» Но если цвет Его тела будет золотым, то не будет никаких шансов, чтобы возникла раса-абхас и тогда настроение вновь пойдет наверх, т.е. не возникнет никаких препятствий, и ничто не сможет потревожить Его бхаву. Если Кришна увидит золотой цвет Своего тела, то будет продолжать думать: «Я – Радха».
Господь Чайтанья Махапрабху всегда считает, что Он – Радха, в особенности, когда испытывает випраламбха-бхаву, высочайшее чувство разлуки. Он будет думать: «Я – Радха», и в это время Сварупа Дамодара и Рай Рамананда будут успокаивать Его. Это настроение называется вирахини-раи. И потому необходим цвет тела, то есть Кришна взирает на Свой цвет тела. В образе Чайтаньи Махапрабху Он всегда золотой, потому что цвет тела Шримати Радхики покрывает Его тело. Наши Госвами Шрила Вишванатха Чакравартипад и Шрила Джива Госвамипад описывают такие виды настроения. Я также объясняю это в своей книге «Бхрамара-гита».
Преданный: Нужно обладать разумом, чтобы это понять.
Шрила Гурудев: Если вы будете читать подобного вида описания, то у вас будет возникать очень сильная жажда.
Преданный: А как перевести слово раса на английский? В «Гопи-гите» вы сравниваете расу со вкусом сладкой воды.
Шрила Гурудев: Раса подобна сахарному сиропу. Вы когда-нибудь пили его? Подогретый, он становится еще вкуснее. Эта раса или према объясняется в «Чайтанья-чаритамрите». Сахарный леденец очень вкусный, но расплавленный, превращенный в сироп, он он еще вкуснее. Возможно, горячий леденец будет жечь вам язык, но он настолько вкусный, что вы не сможете остановиться.
Преданные: Мы не можем остановиться слушать Вашу сладостную хари-катху!
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Брайтон, 14 июня 2017