Поскольку вы пришли в линию Шри Чайтаньи Махапрабху, то вне сомнений в сердце вы имеете потенциал враджа-бхакти. И Шрила Гурудев дал вам через мантры настроение Враджа. Чтобы развить враджа-прему, необходимо постоянно слушать лила-катху.
Это не означает, что не надо следовать правилам и предписаниям шастр. Нужно внешне соблюдать их, а в сердце развивать настроение враджаваси. Живя в соответствии с писаниями и совершая садхану, направленную на обретение настроения обитателей Враджа, преданный становится квалифицированным заниматься рагануга-бхакти.
Пусть вас не смущает вопрос, чему надо следовать: вайдхи-бхакти или рагануга-бхакти. Чтобы обрести чистое преданное служение, в физическом теле нужно выполнять наставления шастр и следовать шестидесяти четырем ангам бхакти, но в сознании необходимо всегда стремиться обрести настроение служанки Шримати Радхики.
Шрила Бхактивинода Тхакур заключает в «Джайва-дхарме»: «Надо всегда помнить о Шри Кришне и Шримати Радхарани». Для этого нужно слушать или читать лила-катху и медитировать на нее.
Однажды мама Яшода очень старательно и нарядно одела Кришну. На Нем красовались желтые одежды и питамбара, а в тюрбан было вложено павлинье перо. Кришна был изумительно прекрасен, и Он отправился играть со Своими друзьями Шридамом, Субалом и другими. Тогда Ему было всего два с половиной года. Он строил с друзьями замки из песка.
Вы когда-нибудь видели, как малыши играют в песочнице? Они лепят куличи и домики и говорят: «Это — мой дом, а это — твой. Здесь будет моя спальня, а здесь — твоя». Таким же образом, Всевышний Господь играл с друзьями как обычный маленький мальчик. Всезнающий, Он позабыл обо всем. Это называется сарвагьята и мугдхата. Через какое-то время Мадхумангала подошел к Нему и разрушил Его песочный замок. Кришна очень рассердился и сказал: «Негодяй, ты испортил Мой замок! За это Я испорчу твой!», - и разрушил творение Мадхумангалы. Тот разгневался и сказал: «Что ты сделал? Ты не знаешь, кто я! Я мальчик-брахман. Я прокляну Тебя!» «Почему? Ты же первым разрушил мой замок», - ответил Кришна. Но Мадхумангала в гневе обсыпал всего Его песком, что сделало облик Господа удивительно прекрасным и привлекательным.
Кришна вернулся домой и сказал маме: «Мама, Я очень голоден! Я хочу молока!» Мама Яшода, увидев грязного сына, очень рассердилась, взяла палку и стала ругать его: «Эй, малыш, я так красиво нарядила Тебя утром, а Ты что сделал?» Она замахнулась на Него палкой. Кришна испугался, что мама его накажет, и заплакал.
Вдруг в том месте появился Нарада Риши. Он увидел Кришну в таком виде и очень удивился — это же Сам Всевышний Господь! Брахма, Шива и Нарада пребывают в постоянной медитации на лотосные стопы Кришны. Все вайшнавы предлагают поклоны Его лотосным стопам, а мама Яшода собирается наказать Его, и Он плачет. Нарада Риши был очень изумлен тому, что увидел.
Мама Яшода умыла Кришну и переодела Его в новые одежды. Посадив сына на колени, она стала кормить Его молоком из своей груди и сказала: «Кришна, наверное в одной из прошлых жизней Ты был свиньей?»
Известно, что свиньи живут там, где грязно. Во Вриндаване и Матхуре вы можете увидеть этих животных в канавах. Они любят возиться и спать в грязи, а испражнения для них словно духи. И мама Яшода, обнимая Кришну, с любовью сказала Ему: «Сынок, в прошлой жизни Ты точно был свинкой!» Услышав это, Кришна начал кивать головой — да, это так! Он удивился, откуда мама знает, что в Сатья-югу Он приходил в форме вепря, поднял на клыках Землю и убил демона Хираньякшу? Кришна подтвердил: «Да, однажды Я был вепрем». Это свидетельствует о том, что Кришна - сарвагья, Он знает все. И в то же время Он мугдха, наивный несмышленый ребенок. Две противоположные стороны одновременно проявлены в Бхагаване Шри Кришне.
Обусловленные души не являются мугдха и сарвагья, но Гуру знает ваше положение и ваш потенциал. Почему я об этом говорю? Гурудев дал вам кама-гаятри и гопала-мантру, и это значит, что у вас в сердце есть потенциал враджа-премы. Нельзя непочтительно относиться к своему Гурудеву. У вас должна быть твердая вера в его лотосные стопы, которая выражается так: «Мой Гурудев — рагатмик. И если я хочу следовать по его стопам, то должен стать рупануга-вайшнавом».
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Москва, 23 апреля 2004