Рага-бхакти подобно несущейся галопом лошади, очень быстро преодолевает стадии шраддхи, ништхи, ручи, асакти, бхавы и премы. Существует два способа подняться на последний этаж десятиэтажного здания – медленно идти по ступенькам или воспользоваться лифтом. Таким же образом рага-бхакти дает возможность очень быстро пройти путь от шраддхи до премы.
Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет, что вайдхи-садхака, строго следуя всем правилам и предписаниям, медленно прогрессирует от одной стадии к другой. Рагануга-садхака проходит те же самые стадии очень быстро, поскольку благодаря общению с садху бхакти в его сердце развивается естественным образом, последовательно проходя одну стадию за другой.
Относительно асакти, глубокой привязанности, «Шри Харинама-чинтамани» утверждает: «Когда садхака, обретя крупицу бхавы, достигает начального уровня спонтанной привязанности, он перестает зависеть от утверждений писаний, видя в них препятствия на пути прогресса в духовной жизни. Затем он поднимается на уровень апана-даша, на котором стираются различия между преданным, следующим вайдхи- и рагануга-маргу». Когда садхака достигает асакти, его прежнее строгое следование правилам и предписаниям может уступить место поведению, кажущемуся на первый взгляд непредсказуемым и беспорядочным. Это происходит, потому что он испытывает глубокую привязанность к Радхе и Кришне. Очень трудно понять глубинные настроения преданного, находящегося на этой стадии. Иногда он забывает смысл шлок или не в состоянии говорить, поскольку в этот момент тысячи шлок возникают в его уме. Строка за строкой они проявляются в его сердце, потому что он постоянно погружен в разнообразные лилы. Вскоре он вступает на уровень бхавы, которая не зависит от правил и предписаний.
Дальше Шрила Бхактивинода Тхакур в «Шри Харинама-чинтамани» объясняет: «Существует пять уровней памятования в смарана-даша. Это смарана, дхарана, дхьяна, ану-смрити и самадхи. Сначала памятование преданного не будет устойчивым – это уровень смараны. Иногда он помнит свои трансцендентные эмоции, образ и служение, а порой забывает о них».
Памятование становится все более и более интенсивным
Затем Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет: «Благодаря устойчивой практике смараны садхака постепенно достигает непрерывного памятования, уровня дхараны».
Дхарана означает постоянно памятовать лилы Кришны. Столько осознаний одно за другим проявляется в сердце садхаки! Ум приводит его то на Радха-кунду, то на Шьяма-кунду или в другие места, где проходили различные игры. Дхарана развивается в устойчивую медитацию – дхьяну. Гуру-мантра-дхьяна означает медитацию на гуру-мантры.
Когда дхьяна становится постоянной, это называется ану-смрити. Ану-смрити – это непрерывное памятование какой-нибудь конкретной шлоки или лилы, например, стиха, который мы обсуждали раннее, начинающегося со слов вивидха-кусума-вриндотпхулла.
Когда садхака медитирует на подобную шлоку снова и снова, это называется ану-смрити.
Ану-смрити приводит садхаку к самадхи, пятому уровню памятования. На этой стадии преданный постоянно поглощен играми Верховного Господа, и ничто более его не привлекает. Самадхи означает полное погружение в созерцание своего трансцендентного образа.
В 19-й главе «Джайва-дхармы» Шрила Бхактивинода Тхакур пишет: «Памятование имени Кришны, Его образа, качеств и игр называется смарана, которая бывает пяти видов. Смарана – это созерцание того, о чем слышал или что испытал на собственном опыте. Дхарана означает сосредоточить ум на определенном объекте, выделяя его среди других, а дхьяна – медитировать на определенную форму. Когда дхьяна становится непрерывной, подобно постоянно текущей струйке дорогого масла, это называется дхруванусмрити, а самадхи – это состояние, в котором садхака не замечает окружающей реальности, осознавая в сердце лишь объект своей медитации».
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Книга "Сокровища сердца", глава 8