Я не видел никого в этом материальном мире такого, как наш Гурудев Шрила Нараяна Госвами Махарадж. Он не различал, кто квалифицирован, а кто нет. Проповедуя в западных странах, Гурудев чаще всего прославлял враджа-катху. Множество раз я путешествовал с ним. Его программы шли по пять дней, и первые два из них он прославлял Шрилу Бхактиведанту Свами Махарджа, потому что приходило множество его учеников. Кто-то из них готов был вот-вот все оставить, кто-то отправлялся на Радха-кунду, некоторые, даже гуру ИСККОН оставляли кантхималы и распускали шикхи. Одного из таких гуру Гурудев схватил и сказал ему: «Твой Гурудев дал тебе кантхималы. Почему ты их не носишь? Он научил тебя завязывать шикху. Где она?» Шрила Гурудев ругал их, но это было проявление огромной любви. Он своими руками вновь давал им кантхималы. Я видел то, насколько милостив был Гурудев. Прославляя Шрилу Прабхупаду, он говорил: «Если у вас не будет гуру-ништхи, как вы будете совершать бхаджан и садхану? Гуру-бхакти - это позвоночник духовной жизни».
Так во всех странах по всему миру как минимум первые два дня, он описывал славу Шрилы Прабхупады, а на третий, четвертый и пятый день рассказывал о пяти видах преданных Господа: гьяни-бхакта, шуддха-бхакта, преми-бхакта, пара-бхакта и прематура-бхакта. Затем Гурудев говорил о том, что враджаваси являются высочайшими преданными Господа, а самой наивысшей из них - Шримати Радхика. В большинстве своем Шрила Гурудев описывал, что такое шуддха- бхакти:
аньябхилашита шуньям
джнана кармади анавритам
анукульена кришнану
шиланам бхактир уттама
Он каждого ученика спрашивал: «Ты знаешь эту шлоку? Кто не знает ее?» Наверное, все ученики Шрилы Нараяны Махараджа знают наизусть этот стих и его значение. Шрила Гурудев был очень строг, он спрашивал о нем каждого. Он говорил об уттама-бхакти, радха-преме.
Если вы захотите отправиться в Индию, то вначале пойдете покупать билеты. У вас спросят, куда вы летите, и вы начнете искать самый недорогой билет. Но в сознании Кришны нет дешевых билетов. Там все дорого. Какова цель наших бхаджана и садханы? Все рупануга-вайшнавы стремятся служить под руководством Шрилы Рупы Госвами.
В своем киртане Шри Нароттама дас Тхакур поет:
прабху локанатха кабе санге лойа джабе
шри-рупера пада-падме море самарпибе
«О, когда же мой Гурудев Локанатха дас Госвами, Манджулали Манджари, возьмет меня и предложит лотосным стопам Рупы Манджари? Тогда я смогу служить Шримати Радхике под руководством Рупы Манджари».
Вся наша гуру-варга – это рупануги. Их высшей целью является служение. Я много лет служил Гурудеву, и видел, как приходили многие Ачарьи ИССКОНа – Тамал Кришна Махарадж, Гирирадж Махарадж, и Гурудев говорил: «Попробуйте понять настроение вашего Гурудева. Без этого понимания вы не сможете достичь своей заветной цели». Гурудев так прославлял Прабхупаду Свами Махараджа, что все лидеры ИССКОН приходили к Гурудеву. Он описывал им «Шримад-Бхагаватам».
В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что необходимо понять настроение вашего гуру. Как без этого понимания вы можете совершать бхаджан и садхану? Сейчас многие люди ссорятся, их умы беспокоятся, но Гурудев с такой любовью и привязанностью относился к ученикам Шрилы Прабхупады. Он говорил им: «Отправляйтесь со мной на парикраму в места лил Радхи и Кришны!», и все эти гуру были с нами на парикраме, и в каждом месте Гурудев описывал прекрасную катху. Почему я говорю об этом? Потому что гурупада-падма – это все. Он дает нам все в соответствии с нашими качествами. Не нужно бегать тут и там, будьте однонаправленны.
Гурудев – это необычная личность. Множество раз он давал катху о «Джайва-дхарме», или читал ее. И когда Гурудев подходил к месту, описывающему Раману Манджари и ее служение, я замечал, что его тело начинало трепетать. Гурудев собственноручно описал свой трансцендентный образ: «Я – Рамана Манджари», но пока этот документ еще не опубликован. Хотя многие люди сомневаются в этом, но Гурудев сам обо всем поведал. Нам очень посчастливилось прийти в линию Шрилы Рупы Госвами, Шрилы Прабхупады и Шрилы Гурудева.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Лондон, 14 августа 2016