Есть один важный момент, который объяснили Шри Рупа Госвами и Шрила Вишванатха Чакраварти. Раса подобна огромному дворцу, а таттва-сиддханта - фундаменту этого дворца. Если мы не знаем шастр и таттва-сиддханты, то нам невозможно войти во дворец раса-мадхурьи.
Шри Рупа Госвами приводит пример: «Если ваш фундамент очень крепкий, тогда вы сможете построить большой дворец. В противном случае ваше строение рухнет. Таким же образом, если вы хотите войти в мадхурья-расу, враджа-расу, вам нужно знать заключения писаний». Если вы будете игнорировать таттва-сидханту и стремиться только к раса-мадхурье, то вы рискуете стать пракрита-сахаджией или брахмавади. В «Чайтанья-чаритамрите» Кришнадас Кавирадж Госвами призывает: «Не ленитесь изучать таттва-сидханту».
Кто такой Кришна? Почему Он является Абсолютной Истиной? Это объясняется в даша-мула-таттве «Джайва-дхармы», которая описывает десять фундаментальных истин. Данные истины и есть таттва-сиддханта. Вы должны знать по крайней мере сутра-шлоку даша-мулы, в которой изложена суть всей таттва-сиддханты:
тад-бхиннамшамш ча дживан пракрити-кавалитан тад-вимуктамш ча бхавад/ бхедабхеда-пракашам сакалам апи харех садханам шудха-бхактим/
садхйам тат-притим эвети упадишати джанан гаура-чандрах свайам сах
Если вы не знаете смысл этого стиха, то как сможете стать служанкой Шримати Радхики? Я иногда шучу: начинающий преданный поeт: «Радхе, Радхе, Радхе!», - но если он не хочет учиться совершать настоящий бхаджан, то скоро станет петь: «лао-де, лао-де, лао-де!». Что это значит? «Лао» — принеси, «де» — дай. О чем он будет думать? «О, Кришна! Дай мне денег, жену, детей и прочие материальные вещи. Принеси их мне! Дай их мне!» Начнет с «Радхе, Радхе», а закончит: «лао-де, лао-де».
Что это означает? Нужно постигать таттва-сидханту. Но будет ошибкой, если вы будете изучать только ее, игнорируя раса-катху. Так у вас не будет развиваться вкус к бхаджану и любовь к Шри Шри Радха-Кришне и Враджу. Шрила Джива Госвами объясняет, что необходимо погружаться в оба процесса. Отбросив раса-катху, вы не сможете испытать вкус мадхурья-расы. Поэтому важно постигать и то, и другое. Тогда вы обретете настоящую квалификацию для враджа-бхакти.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Москва, 23 апреля 2004