Существует два вида кармы: благочестивая и греховная. «Шримад-Бхагаватам» утверждает, что преданного служения невозможно достичь ни одним из этих путей. Бхакти исходит только от бхакти. В бхакти-йоге все предназначено для удовольствия Шри Кришны. В «Шримад-Бхагаватам» Прахлада Махарадж говорит:
шри-прахрада увача
шраванам киртанам вишнох
смаранам пада-севанам
арчанам ванданам дасйам
сакхйам атма-ниведанам
Слушание и прославление трансцендентных имен, облика, качеств, атрибутов и игр Господа, памятование о них, служение лотосным стопам Господа, поклонение Ему, вознесение Ему молитв, служение Господу, дружба с Ним и безраздельная преданность Ему называются бхакти-йогой. Прахлада Махарадж объясняет эти девять методов преданного служения. Как мы будем практиковать их? Прежде всего, необходима шаранагати. Без предания, совершаемые шраванам и киртанам не будут подлинным бхакти. Если мы не примем прибежище у лотосных стоп Шри Кришны и Гурудева, ни один из этих видов деятельности не будет чистым преданным служением. Прахлада Махарадж продолжает:
бхактиш чен нава-лакшана
крийета бхагаватй аддха
тан манйе 'дхитам уттамам
«Эти девять процессов являются чистым преданным служением. Тот, кто посвятил свою жизнь служению Кришне согласно этим девяти методам, должен почитаться как самый мудрый и образованный человек, ибо он обрел полное знание». (Ш.-Б., 7.5.23-24)
Ити пумсарпита вишнау, практика чистого преданного служения с полным вручением себя лотосным стопам Шри Кришны является бхакти. Шаранагати – это первая ее ступень. Без шаранагати служение не является бхакти. Вначале человек практикует карма-мишра-бхакти - преданность, смешанную с деятельностью ради ее плодов или джнана-мишра-бхакти - преданность, смешанную со спекулятивным знанием. Но они не являются шуддха-бхакти - чистой преданностью.
анйабхилашита шунйам
джнана-кармади-анавритам
анукулйена кришнану-шиланам
бхактир уттама
«Деятельность, которая направлена исключительно на удовлетворение Шри Кришны, другими словами, которая представляет собой непрерывный поток служения Шри Кришне посредством тела, ума и речи и сопровождается различными духовными эмоциями (бхавами), которая свободна от влияния гьяны (знания, имеющего целью слияние с безличным Брахманом), кармы (корыстной деятельности), йоги или аскетизма и не преследует никаких иных желаний, помимо желания доставить удовольствие Шри Кришне, - называется чистым преданным служением, уттама-бхакти». (Бхакти- расамрита-синдху, 1.1.11)
Шрила Рупа Госвами употребил выражение анйабхилашита шуньям после долгих размышлений. Анйабхилаша и анйабхилашита – это два разных санскритских слова. Необходимо понимать это. Анйабхилаша – стремление к тому, что не будет приносить удовольствия Кришне. Когда добавляется суффикс «ита», образуется слово анйабхилашита – укоренившаяся склонность желать собственной выгоды. А анйабхилашита шуньям – это деятельность, свободная от всех видов анйабхилашиты.
Если случается несчастье, мы вспоминаем Кришну и молимся: «О, Кришна, защити меня!» Однако это не анйабхилашита. В трудный час мы можем просить защиты у Кришны, такая молитва не повредит нашему бхакти.
Однажды Дурваса Риши пришел к Драупади с шестьюдесятью тысячами своих учеников. В это время Пандавы уже закончили почитать прасад. У Драупади был волшебный котел, который проявлял бесконечное количество блюд. Но после того, как все поели, Драупади помыла его, и он больше ничего не проявлял. Как раз в это время Дурваса Риши появился с тысячами своих учеников и сказал: «Мы хотим принять прасад». Но Драупади уже помыла свой волшебный котел. У Дурвасы Муни был очень скверный характер. Если его желания не исполнялись, он наказывал и проклинал людей. В этом безвыходном положении Драупади молилась Кришне: «О, Кришна! Пожалуйста, приди и защити нас!»
Звать Кришну в чрезвычайной ситуации также называется анйабхилаша. Драупади звала Кришну не для того, чтобы послужить Ему, а для того, чтобы Он защитил их. Это анйабхилаша, но не анйабхилашита. Понимаете? Если мы в тюрьме и молимся: «Гурудев! О, Гурудев! Когда я освобожусь из этой тюрьмы?» - это, конечно же, не служение лотосным стопам Кришны. Это анйабхилаша, потому что мы обращаемся к Кришне в трудный час. Однако, это не анйабхилашита. Суффикс «ита» означает, что мы постоянно молимся Кришне во имя наших собственных интересов. Это анйабхилашита. Мы молимся: «О, Кришна, дай мне хлеба и масла. Дай мне еще вот это и то». Словно мы решаем, что Кришна – наш слуга. Представьте, что у вас дома слуга, и вы постоянно приказываете ему принести или сделать что-то. Если мы поступаем так с Кришной – это анйабхилашита.
Однажды один молодой пастух пас своих коров, и решил пошутить. Сбежав с горы, он закричал: «Ааа! Здесь тигр! Пожалуйста, помогите!» Крестьяне, которые работали неподалеку, сбежались защитить его, но когда нашли пастуха, тот рассмеялся и сказал: «Я просто пошутил!» Они ответили ему: «Никогда не делай так! Иначе однажды на самом деле может случиться беда».
Через несколько дней мальчик решил повторить свою шутку. Он начал кричать: «Помогите! Помогите! Пожалуйста! Сейчас тигр съест моих коров!» Крестьяне снова сбежались, но тигра не было. Пастух шутил так еще три или четыре раза, каждый раз восклицая: «Здесь тигр!» Но на пятый раз тигр пришел на самом деле. Когда мальчик увидел свирепое животное, он заплакал: «Помогите! Помогите! Тигр!», но все подумали, что он просто шутит, и не пришли спасать его. В итоге тигр убил пастуха и его коров.
Постоянно молиться об исполнении наших собственных желаний – это анйабхилашита. Поэтому, Шрила Рупа Госвамипад говорит, анйабхилашита шуньям, стать свободными от всех эгоистических привычек, желаний, интересов и мыслей. Вся наша деятельность должна быть направлена исключительно на то, чтобы доставить удовольствие Кришне. Гьяна кармади анавритам, мы должны оставить карму, гьяну, йогу и тапасью. Наше сердце не должно быть покрыто ими, иначе мы никогда не станем чистыми преданными.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Книга «Шри Вьяса-пуджа»