Как-то раз Кришна договорился со Шримати Радхикой о встрече в кундже. Когда Он пришел в санкет-стхан (оговоренное место), Лалита и Вишакха уже были там, но без Радхики. На самом деле они хотели подшутить над Кришной и спрятали Шримати Радхику в кундже неподалеку. Кришна тем временем потерял всякий покой. Он то и дело выходил из Своей кунджи и смотрел, не идет ли Шримати Радхика.
Спустя какое-то время пришла Вринда-деви. Кришна с жадностью стал расспрашивать ее: "Вринда, скажи, почему Шримати Радхика не пришла?" Та ответила: "Джатила и Кутила строго-настрого запретили Ей выходить за порог дома". От таких слов слезы навернулись на глазах Кришны. Тогда Вринда-деви смягчилась и сказала: "Если Ты будешь повторять мантру, Она обязательно придет".
Мы тоже повторяем нашу мантру — прачодайат. Что это значит? Это значит, что божество нашей мантры должно милостиво явиться.
Вринда сказала: "Повторяй эту мантру ...намаха. Это называется дхьяна или медитация".
Кришна начал свою медитацию, но как только Он слышал шорох листьев на ветру, Он тут же открывал глаза: "Неужели Шримати Радхика идет!?" Вринда отчитала Его: "Кришна! Твой ум такой неугомонный и непоседливый, Ты не можешь сосредоточиться. Это не для Тебя! Ну хорошо, я дам Тебе другой способ. Просто воспевай: Радхе! Радхе! Радхе! Джай, джай, джай Шри Радхе!"
Нама-санкиртана очень могущественна. Она очаровывaет Самого Кришну. В конце "Шри Брихад-бхагаватамриты" Шрила Санатана Госвами пишет:
маньямахе киртанам эва саттамам лолатмакайка свахриди спхурат смритех
вачи свайюкте манаси шрутау татха дивьят паран-апй-упакурвадатмават
(Брихад-бхагаватамрита, 2.3.148)
[Спутники Господа на Вайкунтхе сказали: "На наш взгляд, киртана выше, чем смарана, потому что область памятования — это ум, который по природе своей непостоянен. Но киртана проявляется на языке и естественно влияет на ум. Звуки киртана несут умиротворение не только поющим, но и радуют всех, кто его слышит".]
В смаране нет такой силы. Поэтому только киртану под силу обуздать ум, который более непостоянен, чем ветер. Кроме того, смарану невозможно совершать без киртана. Нет никакого средства успокоить ум, кроме киртана. Если вы совершаете медитацию, а в это время вас кто-то позовет или зазвонит телефон, ваша дхьяна нарушится. Но когда вы громко поете киртан, вы не слышите ничего, кроме харинамы.
йадйапи анйа бхактих калау картавья тада киртан-акхйа-бхакти-самьйогенаива
(Бхакти-сандарбха, 173)
[В эту Кали-югу однозначно следует практиковать девять фундаментальных разновидностей практики преданности, не только киртану, но киртана должна занимать первостепенное положение.]
В этом стихе Шрила Джива Госвами объясняет, что, хотя в Кали-югу человек может практиковать любую из анг бхакти, делать это следует вместе с нама-санкиртаной. В противном случае это не принесет ощутимого результата.
крите йад дхайато вишнум третайам джайато макхайх
двапаре паричарйайам калау тад хари киртанат
(Шримад-Бхагаватам, 12.3.52)
[То, чего в Сатья-югу достигают благодаря медитации на Шри Вишну, в Трета-югу совершением жертвоприношений, а в Двапара-югу служением Шри Виграхе (Божествам), в Кали-югу обретается просто благодаря шри хари-киртане.]
Если вы вместе с чистыми преданными громко и без оскорблений воспеваете киртан, можете быть уверены, что всего через несколько дней в вашем сердце пробудится према.
В эпоху Кали Шри Чайтанья Махапрабху проповедует славу нама-санкиртаны, и Кришна в Двапара-югу учит тому же. Он воспевает: "Радхе! Радхе! Радхе! Джай, джай, джай Шри Радхе!", — и это полностью завладевает Им. Что же происходит?
нама чинтамани кришнаш чайтанья-раса-виграхах
пурнах шуддхо нитья-мукто
`бхиннатван нама-наминох
[Нет разницы между намой (именем) и нами (обладателем имени). Тот, кто погружается в наму, повсюду увидит своего иштадева.]
стхавана-джангама декхе на декхе тара мурти сарватра хайа ниджа ишта-дева-спхурти
(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья 8.274)
[Маха-бхагавата, великий преданный, безусловно, видит все, что движется и не движется. Однако, куда бы такой преданный ни бросил взгляд, он видит не формы этого мира, а образ Верховного Господа.]
Существует множество примеров удивительной силы харинама-санкиртаны. Туласи дас писал, что благодаря воспеванию намы, вы повсюду сможете видеть ваше почитаемое Божество. Харинама содержит в себе столько нектара. Если вы будете погружены в нее, вы будете думать, что вы во Вриндаване.
вана декхи бхрама хайа — эи вриндавана шайла декхи мане хайа — эи говардхана
(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья 17.55)
[Идя по джунглям Джхарикханды, Шри Чайтанья Махапрабху был уверен, что это Вриндаван. А когда Он проходил мимо гор, Он принимал их за Говардхану.]
Когда Шри Чайтанья Махапрабху видел какую-нибудь кунджу, Он думал: "Это Сева-кунджа", или "Это Нидхуван". Если Он видел холм, Он думал, что это Говардхан.
йахан нади декхе тахан манайе — калинди маха-премавеше насе прабху паде канди
(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья 17.56)
[Когда же Шри Чайтанья Махапрабху видел какую-нибудь реку, Ему казалось, будто это Ямуна. Так все время, пока Господь находился в джунглях, Его переполняла экстатическая любовь, и Он то принимался танцевать, то с рыданиями падал на землю.]
А Когда Шрила Бхактивинода Тхакура воспевал наму, он получал даршан Кришны:
киба чуда шире киба вамши каре киба се трибханга тхам чарана
камале амия учхале тахате нупура дам
(Джанама Сапхала Тара, 6)
["Как мне описать красоту павлиньих перьев, украшающих Его голову, сладость мелодии Его флейты и очарование Его фигуры, изогнутой в трех местах? А что за нектар исходит от колокольчиков на лотосных стопах!"]
Таково могущество нама-санкиртаны. Кришна пел: "Радхе! Радхе! Радхе! Джай, джай, джай Шри Радхе!", — и это полностью захватило Его. Он повсюду начал видеть Шримати Радхику.
Шримати Радхарани спросила Вринду-деви: "О прия-сакхи, ты откуда?"
— Я только пришла от лотосных стоп Шри Хари.
— Где же Он?
— Он в лесу на берегах Радха-кунды.
— А что Он там делает?
— Учится танцевать.
— Правда!? Но кто же учит Его?
— О Радха! Твой образ. Он является в каждом дереве и лиане — повсюду. Он двигается как искусная танцовщица, заставляя Кришну повторять Твои движения и следовать Твоим советам.
Когда Лалита и Вишакха увидели самозабвенно танцующего Кришну и подвели Шримати Радхику, Он даже не заметил Ее. Он был так погружен, что думал, будто уже танцует с Ней. И лишь когда Кишориджи, Шри Радха, коснулась Его руки, Он увидел Ее и произошла прекрасная встреча...
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
"Вестник" №7(2) от 8 марта 2001 года, Шри Бхактиведанта Гаудия Матх