Шрила Нароттама дас Тхакур в «Према-бхакти-чадрике» очень красиво прославил гурупада-падму. Все наши писания – Четыре Веды, Пураны, Упанишады – восхваляют гуру. Потому что без его милости ничто не поможет достичь совершенства. У кого есть гуру-ништха, твердая вера в своего гуру? И что означает такая ништха? Это принцип «сделай или умри». Чего вы хотите? Смерти? Вы хотите умереть ради гуру? Кто хочет умереть ради гуру?
Шрила Гурудев Нараяна Госвами Махарадж рассказывал одну историю. В Индии жил юноша. Он родился в возвышенной брахманской семье и был очень богат. Большую часть времени его Гурудев приходил к нему и оставался у него в доме. Гурудев любил этого ученика, а другие ученики ревновали его. Они думали, что Гурудев привязался к этому юноше из-за его богатства и не приходит к ним, потому что они бедные. У обусловленных душ всегда очень много сомнений, и они не знают сердце гуру. Они видят лишь внешнее, и на все смотрят сквозь призму материальных концепций.
У людей есть два глаза, и они могут видеть ими двояко. Шрила Вишванатха Чакравартипад объясняет, что у нас есть глаза любви (према-чакшу) и глаза вожделения (кама-чакшу). Неофиты не обладают видением, основанным на чистой любви. Они видят глазами вожделения, поэтому ученики говорили Гурудеву: «Ты любишь этого ученика из-за его богатства».
Есть одна индийская песня, прославляющая гуру:
гурудев, крипа кар ке
муджхе ко апана лена
мэй шарана пара тери
чарано ме джагах дена
(Гурудев, крипа кар ке)
[О Гурудев! Будь милостив ко мне, прими меня в круг своих близких спутников. Я предался тебе, дай же мне место под сенью своих лотосных стоп.]
В этой песне поется: «О, Гурудев! Ты мне дороже собственной жизни!» Кого вы любите? Вы любите прану. Что такое прана? Это ваш жизненный воздух. Если Вы начнете задыхаться, и вам в это время предложат ладду и качори, вы будете есть? Нет! Вы будете думать о том, как восстановить дыхание. Что это означает? Что каждому дорог его собственный воздух. А в песне ученик говорит: «Гурудев, ты мне дороже чем мой жизненный воздух». Понимаете?
В ответ на обвинения учеников Гурудев сказал: «Хорошо! Тогда сделаем так», и он попросил всех принести ему молоко тигрицы. Что должны были сделать ученики? Пойти, собственными руками подоить тигрицу и принести ее молоко Гурудеву. Кто из вас решился бы на это? Вы бы просто не смогли. Поэтому все ученики отказались.
Что произойдет, если войти в клетку с тигром? А как можно подоить тигрицу в лесу? Для начала поймать ее, а потом забрать ее молоко. Гурудев попросил этого у всех учеников, но они сказали: «Ну как же? Это же просто невозможно! Если подойти к тигру, он тут же раздерет!»
Как же тогда можно сказать Гурудеву, что он нам дороже, чем жизненный воздух? В этой песне есть такие слова: «Я полностью предаюсь лотосным стопам Гуру». Все ученики, один за другим покинули Гурудева, и остался лишь тот юноша из богатой семьи. Он отправился в лес и подоил тигрицу. Все были шокированы, никто не мог поверить, что ему это удалось. Поймите, что очень легко что-то сказать, но очень сложно сделать. Гуру-сева – это наука о том, как полностью предаться лотосным стопам гуру.
Тогда Гурудев сказал: «Неправда, что я остаюсь в доме этого ученика, потому что он богат. А правда то, что я делаю это из-за того, что он предался мне».
Когда вы полностью, без остатка предадитесь лотосным стопам гуру, тогда кришна-према сама собой проявится в вашем сердце. Поэтому Шрила Рупа Госвамипад, всецело принеся себя лотосным стопам Господа Чайтаньи Махапрабху, получил от него все сокровища Его сердца. Махапрабху сказал: «О Сварупа, о Дамодара, Рупа полностью предался Мне, и поэтому Я передал ему все сокровища Своего сердца». Если вы будете читать «Чайтанья-чамритамриту», то там очень четко говорится об этом. Махапрабху Сам сказал: «Когда мы встретились с Рупой Госвами в Праяге, тогда Я передал ему всё из Своего в его сердце».
Таким же образом, когда вы полностью предадитесь лотосным стопам Гуру, тогда према проявится в вашем сердце. Но я вам скажу одно: вы не сможете это сделать сразу. Предание произойдет постепенно. Поэтому объясняется, что существует процесс: адау шраддха, садху-санга, бхаджана-крия, анартха-нивритти и т. д. Невозможно взять и сразу согнуть бамбуковую палку, не поломав ее. Так же и придание должно происходить постепенно.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Мексика, 1 июля 2018