Есть три вещи, которым нам надо следовать на Гирираджа-парикраме под руководством Гурудева. Первое – это посетить Манаси-гангу. Мы должны понимать, что она вечна. Завтра мы туда отправимся. Затем, необходимо совершить Радха-кунда и Шьяма-кунда парикраму. И третьe, что мы должны сделать – это выехать в Нандаграм и Варшану.
Сегодня мы начали свое паломничество с Дана-гхати. Нам известна слава этого места, где Кришна взимал дань с гопи. Затем мы отправляемся на Дана-нивартана-кунду. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами говорит: «Гирирадж Говардхан – это восхитительное место, где происходят чудесные игры, которые становятся возможными благодаря сакхи».
Существуют различные категории сакхи. Самые близкие из них, прия-нарма-сакхи, могут входить в эти игры. Например, очень близкий друг Кришны Субал обмахивает Кришну, когда жарко. Люди не могут понять, почему преданным в сакхья-расе недоступны закрытые кунджи Радхи-Кришны. Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур говорит: «Когда Кришна встречается с Радхарани, то Субал не может войти в никунджу. Он обмахивает Божественную Чету с помощью веревочки, которая управляет опахалом и тянется за пределы никунджи». Некоторые делают неправильные заключения об этих играх. Субал прикасается к мадхурья-лиле издали, но не может войти внутрь. Она проходит только для гопи. И никто не может находиться в этих сокровенных никунджах. Даже Лалита и Вишакха испытывают смущение, и потому не могут войти внутрь. Закрытые встречи Божественной Четы доступны лишь манджари.
Следующее место Говардхана-парикрамы – это Санкаршана-кунда. Санкаршана – это Баладева Прабху. Когда Гаргачарья нарекал брата Кришны, он дал Ему три имени: Санкаршана, Баларама и Рама. Поскольку Он тот, кто дарует наслаждение всем, Его зовут Рама. Другое имя Рамы – Баларама, потому что Он очень сильный. И также поскольку Йогамайя перенесла Балараму из лона Деваки в лоно Рохини, Его зовут Санкаршана. Баларама проявляет Себя в различных инкарнациях, таких, как, например, Мула-Санкаршана.
Далее, переносимся в место Ратна-Симхасана, где произошла еще одна чудесная лила. Во время праздника Холи Кришна и Баларама играли с гопи, осыпая друг друга красками. Такие забавы происходят также на Говардхане. Какова же глубинная суть Холи? Это обмен любовью. Пестрые краски символизируют различные настроения любви. Участники лилы одновременно осыпают друг друга цветными порошками. Они не могут понять, кто есть кто, и это дарует им много радости.
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в «Шри Кришна бхаванамрите» описывает эту ашта-калия лилу и игры, которые происходят между Кришной и гопи. Йогамайя устраивает так, чтобы все развлечения прошли надлежащим образом. Она прилагает особые усилия, когда дело касается того, что будет происходить в никундже.
Однажды, в месте, где проходили игры гопи, возник демон Шанкхачуда. Он похитил девушек, и те стали звать на помощь Кришну. Кришна немедленно появился в том месте в сопровождении Баладевы Прабху. Демон испугался и побежал, но Кришна схватил его и снял с него драгоценный камень. Он хотел отдать его Радхарани, но не желал делать этого при гопи, чтобы не вызвать их ман (ревнивый гнев). Поэтому Кришна отдал камень Баладеве Прабху, Баладева Прабху вручил его Дхаништхе, Дхаништха Лалите, а Лалита – Шримати Радхарани.
Еще одна славная кунда – это Девари-кунда. Мы не можем посетить всех мест игр, которые происходят на Говардхане. Это займет очень много времени. Поэтому, мы можем присутствовать в них, слушая об их славе. Необходимо медитировать на это.
Боло Вриндаван-бихари-лала ки джай!
Баладева Санкаршана ки джай!
Джай Джай Шри Радхе!
Шрила Вриндаван дас Тхакур объясняет в своих трудах, что если вы отправитесь на Гаури-кунду, тогда достигнете Сакхи-стхали. Чтобы осознать истинную славу этого места, необходимо иметь настроение Шрилы Рагхунатхи даса Госвами, тогда мы сможем родиться в Сакхи-стхали и соприкоснуться со всеми местами. Без этого настроения мы не сможем подарить наши сердечные чувства истинным жителям Вриндавана, включая Джатилу, Кутилу и остальных. В «Говинда Мадхаве» говорится, что Джатила и Кутила приносят беспокойства встречам Радхи и Кришны, но тем самым усиливают разлуку Божественной Четы и даруют Им сладость встречи. Поэтому Шрила Рагхунатха дас Госвами приносит им свои поклоны. Нам же это очень трудно понять.
Приносим свои поклоны всем жителям Враджа.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Шри Гиридхари-Гаудия Матх, 29 октября 2016