После парикрамы на Радха-кунде мы пришли на берег Кусума-саровары. Рядом с ней также находится Нарада-кунда. Через несколько дней мы вернемся сюда и будем слушать катху о Нараде Риши. А сейчас у нас есть возможность памятовать о лилах, которые проходили в месте Кусума-саровара. Куда бы мы ни отправились во Врадже, нашему взору предстают места лил Господа, но мы должны увидеть эти лилы Божественной Четы в своем сердце. Видя места, где они свершались, мы памятуем о Господе.
Шрила Гурудев рассказывал здесь хари-катху, говоря о том, что есть лилы проявленные, а есть – непроявленные (апракат-лилы). К последним относятся те, которые проходят на Голоке Вриндаване и недоступны нашему глазу. Когда мы оставим материальное тело, сменив его на вечное духовное, тогда с помощью трансцендентного видения мы сможем получить даршан этих мест. И когда лилы проявятся в нашем сердце, мы обретем вечный Врадж.
Пять тысяч лет назад Кришна являл Свои игры в Кусума-сароваре и других местах. Тогда их можно было видеть, но сейчас нет. Перед нами предстают Радха-кунда, Шьяма-кунда, Кусума-саровара, Нарада-кунда, но мы не видим те лилы, которые в них происходят, поскольку они трансцендентны, и могут быть проявлены только с помощью энергии Йогамайи. Нам следует молиться Йогамайе, чтобы она, пролив на нас беспричинную милость, убрала с наших глаз пелену махамайи.
На Радха-кунде, Шьяма-кунде, Гирирадже Говардхане даже сейчас проходят лилы. Гирирадж Говардхан раньше был очень высоким, а теперь он все больше погружается под землю. Когда-то он достигал 16 миль был в высоту. Он был настолько велик, что закрывал своей тенью часть Матхуры. И здесь проходили полуденные лилы. Кришна приходил сюда, шутил и играл с враджаваси. Сакхи также приходили сюда из Явата и являли здесь свои игры в воде. А Йогамайя заботилась о том, чтобы здесь царила красота. Она проявляла много кундж и деревьев, усыпанных цветами и плодами. Здесь можно было слышать жужжание шмелей и пение кукушек, а также наблюдать прогулки и танцы павлинов. Если бы вы только могли увидеть эту картину! И я говорю не просто красивые слова. Такова истинная слава этих мест.
сугита нартане, саба-сакхи гане, тушичхе йугала-дхане
кришна-лила хери', пракрити-сундари, бистаричхе шобха ване
(Ямуна-пулине,
Шрила Бхактивинода Тхакур)
[«Все гопи доставляют удовольствие богато украшенной Божественной Чете своими мелодичными песнями и искусными танцами. Так я созерцал лилы Кришны с Его прекрасными возлюбленными, когда они гуляли в чудесном лесу». ]
Наш Шрила Бхактивинода Тхакур поет в своем киртане о том, как Йогамайя создала здесь столько прекрасных мест. Может возникнуть вопрос, как гопи так быстро приходили сюда рано утром, если путь от Явата составлял десять километров? С материальной точки зрения это сложно понять. У нас уходит пять часов на небольшую парикраму, но Дхама трансцендентна. Как цветок лотоса раскрывается и закрывается в свое время, так и Йогамайя все своевременно организовывает. Она может увеличить Дхаму или уменьшить ее.
Итак, в то время здесь росло очень много деревьев и всевозможных цветов. Каждый новый сезон здесь расцветали разные цветы. Радхарани и Ее подруги, манджари, приходили сюда, собирали их и делали из них прекрасные гирлянды и сережки для Кришны.
Шрила Гурудев рассказывал о славе Кусумы-саровары. Однажды Шрила Рупа Госвамипад памятовал о лиле, в которой Радхарани с гопи пришли сюда собирать цветы. Было очень раннее предрассветное утро. Радхаджи собирала цветы и пела киртан: «Говинда, Дамодара, Мадхавети». Она полностью погрузилась в воспевание имен Кришны, а за Ней следил посланник Кришны, попугайчик. Вернувшись к своему хозяину, он доложил Ему, что Радхарани с гопи собирают цветы на Кусума-сароваре. Тогда это место утопало в цветах. Их было так много, что ветви, сплошь покрытые ими, клонились к земле. Шримати Радхарани держала в одной руке веточку, а другой собирала цветы, и Кришна незаметно взобрался на дерево. Он придавил ветку пяткой к земле, и Шримати Радхика обрадовалась: «О, как легко! Мне даже не надо тянуться!» Но как только Она ухватилась за ветку, Кришна убрал ногу, и Радхарани взмыла ввысь. Держась за ветку, Она закричала: «Кришна, Кришна, спаси!» Манджари увидели это и начали хлопать в ладоши. Вы тоже должны захлопать, иначе отправитесь к Чандравали, которая не может сюда попасть. На самом деле все вы - манджари и служите Радхарани. Скажите: «Я - сакхи Шримати Радхарани!» Скажите это громко! У вас должно проявиться это настроение! Иногда я проверяю, слушают ли преданные катху или нет. Не сидите здесь как буйволы, которые не понимают всей ценности происходящего. Вы находитесь в месте верховного счастья, которого не сыскать в материальном мире. В этом мире ваша свекровь не даст вам дышать. Она изведет вас тяжелой работой, а вы, как в том английском выражении keep smiling, будете продолжать улыбаться. Свекрови в Индии очень суровы к своим невесткам.
Но вернемся к нашей лиле. Жил один преданный из Вриндавана, которого звали Канджа Кришнадас. Он хромал и ходил, опираясь на палку. Однажды Канджа Кришнадас пришел туда, где Шрила Рупа Госвамипад совершал бхаджан. Он оказался там в тот самый момент, когда Госвами созерцал лилу, проходящую на Кусума-сароваре. Когда Шрила Рупа Госвамипад засмеялся, наблюдая за играми Радхи и Кришны, Канджа Кришнадас подумал, что тот смеется над его хромотой, и поэтому памятование лилы Шрилой Рупой Госвами прекратилось. Он спросил у Санатаны Госвами: «Что мне делать? Я больше не вижу эту лилу». Тот ответил: «Вероятно, было совершено оскорбление. Чтобы узнать, кто чувствует себя оскорбленным тобою, ты должен устроить огромный пир и всех пригласить на него». Когда настала очередь звать Канджу Кришнадаса, тот рассказал, что был уязвлен смехом Шрилы Рупы Госвами. Тогда Рупа стал молиться его лотосным стопам: «О, пожалуйста, прости меня. Я не хотел тебя оскорбить и смеялся не над тобой. Я лишь памятовал о том, как Шримати Радхика собирала цветы и взлетела на ветке».
В итоге Канджа Кришнадас принял приглашение Шрилы Рупы Госвами, и так его оскорбление было нейтрализовано. Лучший способ искупить оскорбление, нанесенное Вайшнаву – это позвать его на пир.
Шрила Гурудев рассказывал эту лилу на Кусума-сароваре, которая находится недалеко от Радха-кунды. По утрам Кришна приходил сюда поиграть со Своими друзьями, коровами и телятами. Неподалеку вы можете видеть Ратна-веди и Гулал. В полдень гопи и Шримати Радхарани являли в этих местах водные лилы с Кришной. Кришна нырял под воду, подкрадывался и хватал их за стопы. Гопи думали: «Должно быть, это крокодил», и очень пугались. Гурудев рассказывал, что в этом месте росло множество прекрасных ароматных лотосов. Одно из имен Шримати Радхики – Стхала-камалини, что означает «лотос, растущий из земли». Джай Джай Шри Радхе!
Также я бы хотел сказать, что на Радха-кунде проходят сварасики-лилы, то есть те лилы, которые совершаются безостановочно. Шрила Бхактивинода Тхакур говорил, что для того, чтобы увидеть лилы на Радха-кунде, не требуется воспевать святые имена, поскольку лилы сами проявляются в сердце.
Однажды погруженный в настроение Камалы Манджари, он медитировал на Радха-кунде. К нему подошла Рупа Манджари и спросила: «Зачем ты медитируешь? Открой глаза. Эти лилы проходят здесь прямо сейчас. Ты можешь видеть, как они сменяются одна за другой». Таким образом, Радха-кунда – это место, где лилы естественным образом проявляются в сердце. Все, что нужно, чтобы их увидеть – это просто закрыть глаза.
нирджана кутире, шри-радха-чарана,
смаране тхакибо рата
шри-рупа-манджари, дхире дхире аси’,
кохибе амайа ката
(Нирджана кутире,
Шрила Бхактивинода Тхакур)
[«В своей уединенной хижине я постоянно медитирую на лотосные стопы Шри Радхи. Я вижу, как ко мне медленно подходит Шри Рупа Манджари. Подойдя ближе, она сладко обращается ко мне».]
болибе о сакхи ки коро босийа,
декхахо бахире аси’
йугала милана, шобха нирупама,
хоибе чарана даси’
[«Дорогая подруга, что ты здесь делаешь? Выйди и посмотри, кто идет! Во время трансцендентной встречи Божественной Четы ты будешь служить Их лотосным стопам!»]
сварасики сиддхи, враджа-гопи дхана,
парама-чанчала сати
йогира дхейана, нирвишеша джнана,
на пайа экхане стхити
[«Совершенство расы, которую проявляет каждая гопи Враджа, составляет реальное сокровище Вриндавана. Настроение каждой из них переменчиво и целомудренно. В трансцендентном царстве расы, живущей в сердцах гопи, нет места так называемой медитации йогов или имперсональным измышлениям брахмавади».]
Мы находимся в очень редком месте. Его не так просто достичь даже таким личностям, как Брахма и Шива. Но нам удалось прийти сюда по милости Шрилы Гурудева и Гауранги, и даже палящее солнце не смогло нас остановить. Вся слава Шри Кусума-сароваре!
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Кусума-саровара,
21 октября 2017