По беспричинной милости Гуру и Гауранги мы совершаем Гирирарадж Говардхан парикраму. Первую часть мы уже обошли. Также сегодня мы совершили Манаси-ганга парикраму.
Сегодня очень благоприятный день, потому что в соответствии с традицией Враджа ныне проходит праздник Дипавали. Что означает Дипавали? Предложение лампадок гхи Господу. В наших писаниях объясняется: Асато ма сат гамая тамасо ма джьотир гамая. Пусть тьма уйдет из нашего сердца и проявится свет. Что такое тьма? Это майя.
В «Чайтанья-чаритамрите» Кришнадас Кавирадж Госвами говорит, что тьма – это майя, а Кришна – это сурья-сама. Он как сияющее ослепительное солнце, и наше сердце будет освещено этим сиянием. Тьма – это не что иное, как анартхи (гнев, вожделение, зависть и т.д.). Когда они уйдут из нашего сердца, тогда оно естественным образом осветится бхагавата-бхахти, божественной любовью к Кришне.
Сегодня очень благоприятный день, потому что в соответствии с традицией Враджа ныне проходит праздник Дипавали. Что означает Дипавали? Предложение лампадок гхи Господу. В наших писаниях объясняется: Асато ма сат гамая тамасо ма джьотир гамая. Пусть тьма уйдет из нашего сердца и проявится свет. Что такое тьма? Это майя.
В «Чайтанья-чаритамрите» Кришнадас Кавирадж Госвами говорит, что тьма – это майя, а Кришна – это сурья-сама. Он как сияющее ослепительное солнце, и наше сердце будет освещено этим сиянием. Тьма – это не что иное, как анартхи (гнев, вожделение, зависть и т.д.). Когда они уйдут из нашего сердца, тогда оно естественным образом осветится бхагавата-бхахти, божественной любовью к Кришне.
На самом деле чистый свет исходит от Шримати Радхики. Она – хладини, вечная внутренняя энергия наслаждения Кришны. Когда Радхаджи одарит нас милостью, тогда все невежество и тьма сами по себе покинут нас. Это очень просто понять. На этапе пара-бхакти в сердце преданного проявятся два признака: гьяна (трансцендентное знание) и вайрагья (отречение от материальных наслаждений). О какой гьяне идет речь? О понимании: «Я - слуга Кришны». Такая концепция должна прийти в наше сердце. Дживера сварупа хой кришнера нитья дас. Сейчас мы повторяем эти слова как попугаи, но когда к нам в сердце на платформе сандхини придет хладини и самвит, тогда мы осознаем, что мы вечные слуги Господа Кришны. Дипавали – это и есть тот божественный свет, который войдет в наши сердца по беспричинной милости Шримати Радхики.
По традиции Враджа все враджаваси сегодня отмечают этот праздник, великолепно украшая свои дома. В нынешние времена многие люди используют для украшения не настоящие огни, а искусственную подсветку. Но истинные враджаваси по-прежнему зажигают в своих домах лампадки гхи, ибо писания учат, что когда гхи горит, то все неблагоприятное уходит.
В грантхе «Мукта-чарита» Шрила Рагхунатха дас Госвами прекрасно описывает лилу Дипавали. В этот день гопи украсили себя жемчугами, и Кришна обратился к ним: «О гопи, дайте Мне немного жемчуга». Тогда они во главе с Радхой и Лалитой спросили: А что Ты с ним будешь делать? Кришна сказал: «Я хочу украсить им ушки Своих коров». Гопи начали смеяться и ничего не дали Кришне. Тогда Он обратился к Своей маме: «Мама, дай мне пожалуйста свои жемчужные украшения». «А что Ты будешь с ними делать?» – полюбопытствовала Яшода. «Посажу их в землю», – ответил Кришна. «Но разве возможно вырастить что-то из жемчуга?» – удивилась Яшода. «Да, у Меня получится».
И что же сделал Кришна? Он посадил камни в землю и стал поливать их молоком. Через пару дней из них выросли прекрасные ростки, а еще через два дня замечательные растения с плодами в виде жемчужин. Кришна собрал весь урожай из жемчуга и украсил им ушки и рожки коров. Гопи были поражены увиденным, но затем подумали: «Раз Кришна смог, то и у нас получится».
Они собрали весь жемчуг из своих домов и посадили его в землю. Но Кришна очень умный. Ночью, когда гопи отдыхали, Он извлек из земли все жемчужины. Как гопи ни старались, поливая землю йогуртом и молоком, жемчужины не дали всходов, а на их месте появились лишь сорняки. Не увидев жемчужных деревьев, гопи очень расстроились. Они испугались, что родители их мужей будут требовать жемчуг назад, и стали смиренно просить камни у Кришны. Но Кришна сказал им: «Ничего Я вам не дам, потому что этот жемчуг очень высокого качества!». Так проходила эта лила. По ее завершении гопи и Кришна явили танец раса, и Шрила Рагхунатха дас Госвами описал это в книге "Мукта-чарита".
Скоро мы отправимся в одно место в Нандагаоне, которое называется Муктаван. Это то самое место, где проходила упомянутая лила, и там есть эти жемчужные деревья. На самом деле традиция Дипавали берет начало из Трета-юги, когда Господь Рамачандра вернулся после 14 лет изгнания в царство, и все жители Айодхьи украсили ее лампадками гхи. Они также провели абхишеку для Господа Рамы. С приходом Двапара-юги традиция отмечать Дипавали сохранилась среди враджаваси.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Шри Гиридхари Гаудия Матх, 19 октября 2017