Шрила Рупа Госвами объясняет, как совершать чистое преданное служение лотосным стопам Шри Кришны, называемое шуддха-бхакти.
анйабхилашита шунйам джнана-кармадй-анавритам
анукулйена кришнану-шиланам бхактир уттама
«Деятельность, которая направлена исключительно на удовлетворение Шри Кришны, другими словами, которая представляет собой непрерывный поток служения Шри Кришне посредством тела, ума и речи, и сопровождается различными духовными эмоциями (бхавами), которая свободна от влияния гьяны (знания, имеющего целью слияние с безличным Брахманом), кармы (корыстной деятельности), йоги или аскетизма и не преследует никаких иных желаний, помимо желания доставить удовольствие Шри Кришне, - называется чистым преданным служением, уттама-бхакти». (Бхакти-расамрита-синдху, 1.1.11)
Если мы захотим наполнить кувшин водой из Ганги, но он набит грязью и глиной, то мы не сможем этого сделать, потому что он уже полон. Сначала мы должны вычистить кувшин и убедиться, что он чист. Таким же образом, если в нашем сердце есть анартхи, мы не сможем стать служанками Шримати Радхики.
Шрила Рупа Госвамипад ясно объясняет, что если мы хотим стать служанками Шримати Радхики, особенно под руководством Шри Рупы Манджари, необходимо практиковать настоящее, безупречное преданное служение. Такое служение должно быть в обществе вайшнавов высшего уровня, целиком погруженных в настроение Враджа, чистые сердца которых полностью свободны от всех анартх.
Затем Шрила Рупа Госвамипад объясняет две вещи: первое «анакулйена кришна анушиланам», что означает не иметь никаких мотивов, кроме желания служить Кришне. В этом заключается суть шлоки. И «гьяна кармади анавритам», которое более полно раскрывает ее. Таким образом «анакулйена кришна анушиланам» означает, что вся деятельность направлена на удовлетворение Кришны, и такой вид служения мы должны практиковать.
«Анйабхилашита» - это наслаждение объектами чувств. Мы должны этого избегать. Однако, без анйабхилаши (желаний) невозможно жить в материальном мире. Материальное тело нуждается в воде и еде, и удовлетворение этих потребностей тоже анйабхилаша – деятельность направленная не на удовольствие Кришны.
Вся эта деятельность – карма. Кришна говорит в «Шримад Бхагавад-гите»:
на хи кашчит кшанам апи
джату тиштхати акарма крит
карйате хй авашах карма
сарвах пракрити-джаир гунаих
«Все существа беспомощны перед природой и вынуждены действовать в соответствии с качествами, приобретенными под влиянием материальных гун, поэтому никто не может удержаться от действий даже на мгновение». (Бхагавад-гита, 3.5)
Что такое карма? Все, что мы делаем для себя – это карма. Есть, пить, дышать, вся эта деятельность – карма. Согласно санскритской грамматике есть две стороны: объект и субъект. Например, «Я ем рис». «Я» - это субъект, потому что «Я» - тот, кто совершает действие. Что делает «Я»? «Я» ест рис. Поэтому, если я субъект, я совершаю карму. Все, что мы делаем для себя – карма, но если мы действуем для Кришны, то Он становится для нас субъектом, наслаждающимся нашей деятельностью. Это называется бхакти.
лауики ваидхики вапи
йа крийа крийате муне
хари-севанукулаива
са карйа бхактим иччхата
«Тот, кто избрал своей высочайшей целью любовную преданность Всевышнему, совершает все свои мирские, а также предписанные ведами обязанности лишь как помощь в служении Шри Хари – высшему объекту своего поклонения». (Шри Нарада- Панчаратра 1.2.200)
Кришна говорит в «Бхагавад-гите»:
йат кароши йад ашнаси
йадж джухоши дадаси йат
йат тапасйаси каунтейа
тат курушва мад-арпанам
«Чем бы ты ни занимался, что бы ты ни ел, какие бы ни приносил дары, что бы ты ни отдавал и какую бы тапасью ни совершал, делай это, о сын Кунти, как подношение Мне». (Бхагавад-гита, 9.27)
Кришна говорит Арджуне: «Что бы ты ни делал, предлагай результаты Мне. Свою карму, йогу и тапасью – предлагай Моим лотосным стопам». Это пример того, как человек может предлагать всю свою деятельность Кришне, и этот вид бхакти называется карма-мишра-бхакти - преданное служение, смешанное с деятельностью ради ее плодов.
Если мы совершаем карму, мы будем страдать от ее результатов. Например, наше дыхание является кармой. Во время дыхания погибает множество микробов и мельчайших живых существ. Когда мы ходим, мы тоже совершаем карму, потому что можем наступить на маленьких насекомых, и те гибнут. Поэтому мы убиваем множество видов живых существ, навлекая на себя греховные реакции.
Вы можете спросить: «Как я могу жить, не совершая карму? Я не выживу без дыхания и движения. Я не дерево с корнями, чтобы стоять на одном месте!» Но Кришна дает решение: «Предлагай плоды твоей кармы, йоги, тапасьи Мне и ты будешь свободен от всех реакций».
йаджна-шишташинах санто
мучйанте сарва-килбишаих
бхунджате те тв агхам папа
йе пачантй атма-каранат
«Преданные слуги Господа освобождаются от всех видов греха, ибо вкушают пищу, которая была предложена лотосным стопам Господа. Те же, кто готовят пищу ради того, чтобы самим наслаждаться ею, воистину, вкушают один лишь грех». (Б.-г., 3.13)
Преданные Господа освобождаются от всех видов грехов, потому что они вкушают только то, что сначала было предложено Кришне. Однако другие, кто готовит пищу для собственного чувственного удовлетворения, едят один грех. Факт, что мы нуждаемся в том, чтобы есть рис, дал, чапати и другую здоровую пищу. Но если мы готовим и предлагаем это Кришне, а затем принимаем Его остатки, прасадам, то это не будет кармой. Кришна говорит: «Если ты не предлагаешь Мне еду до того, как ее примешь, ты поступаешь как вор. Ты крадешь у Меня, потому что не спрашиваешь разрешения». Если мы берем что-то без спроса - это воровство. Но если получаем разрешение, то это говорит о любовных взаимоотношениях.
Например, если мы берем что-нибудь у нашего отца с его позволения, он будет очень счастлив. Отец как очень хороший банк; если мы берем у него деньги – необязательно возвращать их назад. В этом материальном мире мы всегда должны возвращать с высоким процентом, но мы не должны что-либо возвращать своему отцу. Это исходит из Вед. Но на самом деле, Бог - лучший из всех банков. Если мы возьмем что-нибудь у Него с Его разрешения, Он будет очень счастлив и будет давать нам намного больше.
Итак, Бог - наш настоящий отец, наш настоящий банк. Что значит «спрашивать разрешения»? Это означает предлагать все Господу и принимать Его остатки, как например рис и дал. Тогда Господь будет очень доволен и скажет: «Бери больше! Бери больше! Пожалуйста, возьми все это!» Поэтому, чтобы не быть вором, нужно все предлагать Гуру и Кришне.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Из книги «Шри Вьяса-пуджа»