Совершая парикраму по святым местам Враджа под руководством Гуру и Вайшнавов, мы пришли в Лохаван, один из двенадцати лесов Враджа. Это очень особенный лес. Если бы мы не пришли сюда, наша парикрама не была бы полной, поэтому мы обязательно должны были посетить это место.
Санатана Госвами упоминал в «Брихад-бхагаватамрите», что Нарада Риши дал два благословения. Первое: куда бы мы ни отправились во Врадже, мы должны предлагать пранамы (поклоны) пыли этих мест и слушать хари-катху, потому что здесь повсюду находятся отпечатки стоп Кришны, умащенных кункумой с грудей гопи. Тот, кто воздает пранамы пыли Вриндавана, обретет мадхурья-расу.
Шрила Санатана Госвамипад подчеркивает, что, совершая парикраму, мы должны предложить полный земной поклон, коснувшись пыли Вриндавана. Не следует приходить сюда лишь формально, нужно с полной верой слушать бхагавата-катху. Мы должны почтить пыль Вриндавана, а затем внимать повествованиям о Господе из уст Вайшнавов. Если кто-то говорит [катху], то другой должен его слушать, и наоборот. Итак, Вриндаван повсюду украшен отпечатками лотосных стоп Кришны. Второе благословение, которое дал Нарада Риши, заключается в том, что у человека, который будет слушать хари-катху, появится еще больше жажды к ее слушанию.
Санатана Госвами упоминал в «Брихад-бхагаватамрите», что Нарада Риши дал два благословения. Первое: куда бы мы ни отправились во Врадже, мы должны предлагать пранамы (поклоны) пыли этих мест и слушать хари-катху, потому что здесь повсюду находятся отпечатки стоп Кришны, умащенных кункумой с грудей гопи. Тот, кто воздает пранамы пыли Вриндавана, обретет мадхурья-расу.
Шрила Санатана Госвамипад подчеркивает, что, совершая парикраму, мы должны предложить полный земной поклон, коснувшись пыли Вриндавана. Не следует приходить сюда лишь формально, нужно с полной верой слушать бхагавата-катху. Мы должны почтить пыль Вриндавана, а затем внимать повествованиям о Господе из уст Вайшнавов. Если кто-то говорит [катху], то другой должен его слушать, и наоборот. Итак, Вриндаван повсюду украшен отпечатками лотосных стоп Кришны. Второе благословение, которое дал Нарада Риши, заключается в том, что у человека, который будет слушать хари-катху, появится еще больше жажды к ее слушанию.
В Лохаван являются два демона – Лобхасура и Лохаджангхасура. Последний, поклоняясь Господу Шиве, получил благословение, благодаря которому его ноги стали будто железные. Кришна убил демона Лохаджангхасуру в этом лесу, из-за чего он стал носить название Лохаван. Здесь проходили и другие лилы. Кроме того, в Падма-пуране и еще нескольких писаниях говорится, что раньше в этих местах протекала Ямуна и находились пастбища, куда Кришна приводил стада Своих коров. Также, Кришна совершал здесь танец раса, и тогда этот лес приобретал особенное очарование, его украшали разнообразные деревья – кадамба, тамал и другие, а также, всевозможные растения и множество удивительных ароматных цветов, и это естественно, ведь, когда Верховная Личность Бога совершает Свои игры, все вокруг будет стремиться их украсить.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Лохаван, 11 октября 2017