Место, в которое мы пришли очень значимо для наших Гаудия-ачарьев. Его обязательно нужно посещать. Это венец нашей мандала-парикрамы.
Шрила Бхактивинода Тхакур в своем киртане говорит: «Когда сердце очистится от анартх, и человек достигнет уровня бхава-бхакти, он обретает свою сварупу, начинает видеть свое духовное тело». Бхактивинода Тхакур говорит: «Я хочу родиться на Варшане. Тогда я выйду замуж в Явате и всегда буду пребывать рядом со Шримати Радхарани». Камала Манджари хочет быть тенью Шримати Радхики, которая рождается на Варшане и здесь выходит замуж, и все манджари пребывают в том же настроении.
Они тоже хотят родиться на Варшане и выйти замуж здесь, чтобы все время быть со своей Свамини. Шрила Гурудев так подробно объяснял все эти лилы, он все их реализовал в своем сердце. Красная альта, которой Кришна украшает стопы Шримати Радхарани, называется ява, и поэтому это место носит название Яват. Название этого места также связано с деревом ява, у которого особенные плоды, дающие определенный вкус. Если вы здесь поднимитесь [Гурудев указывает на место], то увидите на камне отпечаток стопы Шримати Радхарани.
Когда наступает сезон дождей, все замужние девушки отправляются в отцовский дом. Им разрешают уходить без мужа. Я постараюсь рассказать вам то, что рассказывал Гурудев. Он говорил, что в сезон дождей девушки отправлялись в отцовский дом, и Шримати Радхарани также хотела уйти. Она все ждала Своего брата Шридама, чтобы он пришел и забрал Ее на Варшану.
Это не значит, что Она собирает чемодан и уходит Сама. Согласно традиции должен был прийти кто-то из отцовского дома и забрать Ее. Но до тех пор, пока никто не придет, Она не имела права уходить. Итак, Шримати Радхарани постоянно смотрела в сторону Варшаны и ждала. Если вы подниметесь на крышу, то увидите с одной стороны Нанда-Бхаван, а с другой Варшану. Ожидая Шридама, Она сказала пастушкам, проходящим мимо: «Передайте, чтобы Шридам пришел за Мной».
Шрила Гурудев говорил, что Шримати Радхарани испытывала настолько сильную разлуку, что камень, на котором Она стояла, расплавился, и на нем остался отпечаток Ее стопы. Эта шила находится там, наверху. Здесь в Явате со Шримати Радхарани жили Джатила и Кутила, мать и сестра Ее мужа. Они постоянно подозревали Ее в неверности, упрекали, и Ей было несладко жить. Поэтому, когда пришел Шридам, Она бросилась в Его объятия и сказала: «Почему ты так долго не приходил?»
Гурудев очень красочно описывал их встречу и плакал. Шридам ответил: «Я был занят, и не мог прийти раньше». Шримати Радхарани немедленно побежала собирать вещи. Она быстро откланялась Джатиле и Кутиле, попросив их разрешения уйти, и с огромным предвкушением встречи со Своими родителями, Вришабхану Махараджем и Киртидой Сундари, ушла. А с другой стороны в Нанда-Бхаване стоял Кришна и смотрел, не идет ли Шримати Радхарани. Вришабхану Махарадж также поднялся на крышу своего дома и ждал, когда Шридам приведет Шримати Радхику. Встреча отца и дочери очень трогательна.
Как говорили предыдущие выступающие, Йогамайя устроила брак Шримати Радхарани и Абхиманью. Мы знаем, что после замужества супружеская пара живет вместе, но Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур обьясняет, что Абхиманью ни разу не коснулся даже тени Шримати Радхарани и что никаких отношений между ними не было. Их брак был устроен Йогамайей, чтобы проявлялась паракия-раса между Шри Шри Радхой и Кришной.
Некоторые бабаджи говорят, что в трансцендентном мире отсутствует паракия-таттва. В этом материальном мире мы видим, что есть порочные отношения вне брака, но в духовном мире таких отношений нет. Шрила Джива Госвами в своих «Сандарбхах» обьясняет, что без паракия-расы невозможна раса-лила. На пути героя и героини должны существовать преграды, ведь когда вещь очень редкая, тогда она ценится, и нечастые встречи приносят больше удовольствия Божественной Чете. Гурудев приходил сюда и рассказывал очень много лил, которые проходили здесь. Я постараюсь вспомнить несколько из них.
Однажды Кришна закрылся со Шримати Радхарани. Джатила и Кутила стучали в дверь и кричали: «Открывай! Открывай!» Тогда Кришна принял форму матери Кали, которая высовывает язык. Он замер как Божество. Мы знаем, что Кали-деви это проявление Йогамайи. Джатила и Кутила созвали народ, чтобы прилюдно опорочить Шримати Радхарани. Они открыли двери и увидели: Шримати Радхарани поклоняется Кали. Тогда все набросились на Джатилу: «Ты совсем из ума выжила? Твоя дочка поклоняется Кали-деви для твоего же блага!» Тут Кришна, стоящий в комнате в образе Кали-деви, высунул язык и рукой стал раздавать благословения. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в «Чаматкара-чандрике» описывает эту лилу и еще три других, происходящих в Явате. Еще одна лила – это когда Кришна приходит как брахман, который просит пожертвование. Иногда Он приходит как продавец браслетов, в другой раз как парикмахерша.
Однажды холодной зимой Шримати Радхарани приняла обет: «Я буду совершать омовение в Ямуне». В писаниях говорится, что, если человек омывается в холодное время года в реке, он очищается, идет на райские планеты и даже на Брахмалоку. Итак, Шримати Радхарани ходила принимать омовение в зимнее время, а Джатила и Кутила постоянно подозревали Ее и пытались найти в Ней недостатки как в недостойной личности.
Шрила Прабхупада говорил, что святой человек всегда видит достоинства в людях, а нечестивый смотрит на недостатки. Люди приезжают на парикраму и начинают подмечать прорехи: тут не так, здесь не доделано, и т.д. Они не обращают внимания на хорошие вещи, не слушают хари-катху. Их внимание постоянно занято поиском недочетов. Также Джатила и Кутила не взирали на хорошие качества Шримати Радхарани, а были озабочены поиском Ее недостатков. И когда Шримати Радхарани в четыре часа утра ушла совершать омовение, они сказали: «Наверное Она идет на встречу с Кришной». Они начали следить за Ней и шли на расстоянии двадцати пяти шагов. Кришна также ушел совершать омовение на Ямуну, усилив подозрение в том, что Он и Шримати Радхика встречаются.
Кришна – это лила-пурушоттам. Он являет все новые и новые лилы. И в этот раз Кришна оставил Свои следы и следы Шримати Радхарани на берегу Ямуны. Он хотел, чтобы по ним шла Кутила. Так и случилось. Когда состоялась встреча Божественной Четы в кундже, Рати Манджари вышла из нее и увидела, что идет Кутила. Она скомандовала: «Внимание!». Все сакхи всполошились и бросились к Шримати Радхике: «Сюда идет Кутила!». Радхарани перепугалась как детеныш оленя, у которого «забегали» глаза, но Кришна сказал: «Не волнуйся, Я знаю выход. Ты просто делай то, что Я скажу Тебе».
Кришна вышел из кунджы, приняв облик брата Кутилы Абхиманью и обратился к ней: «О, сестра! В чем дело? Зачем ты пришла сюда в четыре часа утра?»
– Брат, я слышала, что твоя жена приняла обет совершать омовение в Ямуне каждое утро. Неужели ты тоже принял такой суровый обет?
– Нет-нет. Но что ты здесь делаешь?
– Я думала, Шримати Радхарани пришла встретиться с Кришной, и хотела поймать Ее с поличным.
– Отлично! Разумный ход! Один из моих буйволов потерялся, и поэтому я пришел сюда искать его. Я отправлюсь в Матхуру и всем там пожалуюсь, а ты пока обыщи кунджу и выясни, не встречаются ли Они. Я же пойду и всем расскажу, что моя жена встречается с Кришной. Я скажу, что сын Нанда Бабы переманивает чужих жен, и попрошу, чтобы Камса посадил Его в тюрьму. Тогда Камса отправит своих солдат, они побьют Его и накажут Нанда Бабу.
Затем Кришна в облике Абхиманью ушел, а Кутила пришла в кунджу, с размаху открыла дверь и, увидев сакхи, заголосила: «Где Кришна? Где Кришна?» Сакхи ответили: «Здесь нет Кришны». Кутила сказала: «А эта гирлянда разве не принадлежит Ему?» Тогда Шримати Радхарани ответила: «Да нет. Какой Кришна? Мы собрались тут, чтобы принять омовение». Но Кутила стала настаивать: «Нет-нет. Я точно уверена, что Кришна здесь. Ладно, погоди, вот вернешься домой, и мы закатим Тебе скандал».
Затем Кришна в обличии Абхиманью вошел в дом в Явате и сказал Кутиле: «Я пожаловался Камсе. А ты видела Кришну?» Она сказала: «Нет, не видела, но я чувствовала, что Он там». Тогда Кришна сказал: «Хорошо, Я пойду к Шримати Радхарани», и на крыше дома Они явили Свои лилы.
Затем, через некоторое время домой пришел реальный Абхиманью. Только что Джатила с Кутилой видели его дома со Шримати Радхикой, и тут появился второй. Они подумали, что настоящий Абхиманью – это Кришна, и начали бить его. Тот сказал: «За что вы меня бьете?» Джатила ответила: «Ты не мой сын! Проваливай отсюда!» А он взмолился: «Нет-нет, я настоящий Абхиманью». Но они не слушали его и продолжали бить. Абхиманью подумал: «Должно быть, какой-то дух овладел моей матерью и сестрой. Они обезумели, и мне лучше удалиться».
Затем, через некоторое время домой пришел реальный Абхиманью. Только что Джатила с Кутилой видели его дома со Шримати Радхикой, и тут появился второй. Они подумали, что настоящий Абхиманью – это Кришна, и начали бить его. Тот сказал: «За что вы меня бьете?» Джатила ответила: «Ты не мой сын! Проваливай отсюда!» А он взмолился: «Нет-нет, я настоящий Абхиманью». Но они не слушали его и продолжали бить. Абхиманью подумал: «Должно быть, какой-то дух овладел моей матерью и сестрой. Они обезумели, и мне лучше удалиться».
Такая лила прошла здесь. Это очень важное для нас место, и сегодня мы кланяемся ему в последний день нашей парикрамы. В «Брихад-багаватамрите» Нарада Риши попросил благословения у Кришны, чтобы тот, кто в Картику посещает святые места, предлагает им поклоны, слушает хари-катху в этих местах, хранящих пыль, украшенную отпечатками стоп Божественной Четы, обрел в сердце желание манджари-бхавы.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Яват, 2 ноября 2017