Сегодня очень благоприятный день, так как началась Катьяяни-врата. В Индии шесть сезонов, и Катьяяни-врата открывает один из них.
Кто такая Катьяяни-деви? Почему гопи совершают ей врату? Кришна хотел явить сладостную раса-лилу, и чтобы это осуществить, Йогамайя сама проявилась в образе Катьяяни. Шукадева Госвамипад описал царю Парикшиту, как гопи поклонялись богине Катьяяни, и как Йогамайя устроила все так, чтобы они могли контролировать свои чувства и направлять их без остатка на Кришну. Во Вражде Пурнамаси-деви объявила, что, если гопи будут совершать Катьяяни-врату, они достигнут Кришну.
На самом деле эти гопи в прошлых жизнях были возвышенными риши и муни, они были опьянены красотой Господа Рамачандры, и хотели стать Его супругами. Повторяя тысячи лет гопала-мантру, они осознали свой трансцендентный образ, сиддха-деху. Увидев прекрасный облик Господа Рамы, мудрецы были зачарованы Его красотой, потому что Он неотличен от Кришны. Они устремились к Шри Рамачандре, и Господь сказал им: «О, муни и риши. Я знаю желания ваших сердец, но в рама-лиле Я не могу принять вас как Своих жен, потому что принял обет, что у Меня будет только одна супруга. Этот обет зовется эка-патни-врата-дхари. Но Я дарую вам благословение, что после Моей рама-лилы, когда Я явлюсь как Кришна во Врадже, Моя Йогамайя сделает так, что вы тоже родитесь там, станете враджа-гопи и будете общаться с Моими вечными спутницами Радхой, Лалитой и Вишакхой. И тогда Я приму вас как Своих супруг и исполню все ваши желания».
По милости Господа Рамачандры муни и риши приняли рождение во Врадже. Там родились садхана-сиддха гопи, шрути-чори-гопи, муни-чори-гопи, дева-каньи. Даже те принцессы, которые были опьянены Господом Рамачандрой в Джанака-пури, тоже родились как гопи.
Но как же обрести общение с нитья-сиддхами? По этой причине Йогамайя и устроила Катьяяни-врату. Нитья-сиддха-гопи, Радха, Лалита, Вишакха, не совершали Катьяяни-врату, но садхана-сиддха гопи, муни-чори гопи, шрути-чори гопи и другие совершали ее и в конце враты получили желанное общение с вечными спутницами Кришны.
В поклонении Катьяяни-деви нет ничего мирского. Шрила Шукадева Госвамипад в Десятой Песне «Шримад-Бхагаватам» описывает этот процесс царю Парикшиту: «Очень внимательно слушай катху про Катьяяни-врату». В Индии есть шесть сезонов, и поклонение Катьяяни открывает новый сезон после завершения Картики. В этот период в стране становится холоднее с каждым днем. Погода уже меняется, но все еще работают вентиляторы. Даже на Картику уже может ощущаться холод.
Таким образом, Паурнамаси Йогамайя провозгласила, что, если гопи будут совершать Катьяяни-врату, они обретут очень много богатства, коров. И гопи начали совершать врату. Они были очень маленькими и простыми. Шукадева Госвамипад говорит, что этим гопи было от двух до шести лет. То есть вот такие маленькие девочки погрузились в соблюдение враты. Сейчас можно подумать: «Разве это возможно в два года?» Вот, смотрите, мальчик здесь бегает. Сколько ему лет? Мне кажется, шесть-семь. Но гопи в то время были очень маленькими. Каждое утро они просыпались очень рано в Брахма-мухурту (полтора часа до рассвета), и невзирая на ветер и холод, отправлялись на берег Ямуны. Они принимали в ней омовение, создавали прекрасное Божество Катьяяни-деви, а затем в простой манере поклонялись ему, предлагая благовония, лампадки с гхи, цветы и воду из Ямуны. В течение месяца гопи повторяли простую мантру и молились Катьяяни: «О, Катьяяни! О, Йогамайя! Пожалуйста, даруй нам милость! Пусть сын Нанды Махараджа станет нашим возлюбленным!» Так они совершали врату на протяжении месяца. Они звали своих подружек, и все вместе шли, повторяя имена Кришны:
Говинда, Дамодара, Мадхавети
Говинда, Дамодара, Мадхавети
Хе Кришна Хе Ядава Хе Сахети
Говинда, Дамодара, Мадхавети
Под конец Катьяяни-враты гопи пригласили вечных спутниц – нитья-сиддха-гопи, Радху, Лалиту, Вишакху, а после этого приняли омовение в реке, оставив всю свою одежду на берегу Ямуны. Пока они были в воде, туда подоспел Кришна со Своими прия-нарма-сакхами: Субалом, Шридамом и другими. Он взял всю одежду гопи и забрался с ней на верхушку дерева. Гопи плескались в воде и шутили, но через несколько минут, когда захотели выйти из реки, то обнаружили, что их одежда пропала. Девочки очень удивились и испугались: «Где же наша одежда?» Сначала они посчитали, что ее сдул ветер, но нигде вокруг ее не было. Как же теперь вернуться домой? Что делать? В растерянности гопи заглядывали друг другу в глаза, ведь место, где они купались, было уединенным, никто не приходил туда. И было темно, так как солнце еще не поднялось. Гопи были в панике, и тут они увидели на верхушке дерева Кришну и свою одежду, висящую на ветках. Они подумали: «Как же забрать одежду у Кришны?», и решили использовать четыре разных подхода к Нему. Вначале гопи использовали тактику спокойного и нежного разговора. Они очень смиренно сказали: «О, Кришна, Ты - сын Нанды Махараджа и брахмачари. Что ты собираешься делать с женской одеждой? Пожалуйста, верни нам ее». Кришна ответил: «Это ваша одежда?» Пытаясь подшутить над гопи, Он с серьезным видом заявил: «Я подумал, что это одежда полубогинь».
Полубоги и полубогини каждый день приходят принять омовение в водах Ямуны, потому что ее воды трансцендентны, апракрита-джала. И после омовения они оставляют свою одежду там же, на берегу.
Кришна сказал: «Я не забирал эту одежду. Она уже висела на ветвях».
Это говорит о том, что полубоги и полубогини, совершив омовение, оставляют свои вещи на берегу. Почему они это делают? По двум причинам. Во-первых, они исполнены величия и богатства. У них много вещей. Один раз надели и оставили. А во-вторых, они могли оставить их там сушиться, чтобы использовать на следующий день. Это можно сравнить с тем, как западные люди, приезжая в Индию, очень часто оставляют там свои вещи и даже паспорта, потому что думают: «Если я оставлю свой старый паспорт, то легко получу новый». В особенности это касается жителей Америки. Вы можете сказать в американском посольстве: «Я потерял паспорт», и через несколько часов вам выдадут новый. Для них это не проблема, и они даже не беспокоятся. Но если в Индии вы потеряете паспорт, то и через десять лет нет гарантии, что вам его вернут. Однако, большинство западных людей не переживают о деньгах, билете, паспорте, как полубоги не беспокоятся о своей одежде.
Таким же образом Кришна сказал: «Я увидел эту прекрасную, дорогую, яркую одежду и решил: “Наверняка она принадлежит полубогиням”». Гопи сказали: «О Говинда! О, Гопал! Зачем Ты шутишь с нами? Это наша одежда. Пожалуйста, верни нам ее». А Кришна сказал: «А как Я узнаю, что это ваша одежда? Вы должны это доказать».
Гопи продолжали говорить в смиренной манере. Первое, к чему они прибегли, было спокойное ласковое обращение. Но Кришна не вернул одежду. Тогда они решили пойти на второй шаг, предложив что-нибудь Кришне взамен: «О Говинда, пожалуйста, верни нам наши одежды. Что Ты хочешь? Мы дадим Тебе ладду, масло». Но Кришна сказал: «Прошлой ночью Я принял много прасада и ничуть не голоден». В Индии люди завтракают где-то после 8.30, в 9.00. Кришна сказал: «Я не голоден. Мой желудок полон, и Я ничего не хочу брать от вас». Гопи подумали: «О Боже, что же делать?» Тогда они решились на третий шаг - политику наказания. Гопи хотели напугать Кришну и сказали: «О, Кришна, послушай, если Ты не вернешь нам одежду, тогда Твое имя будет запятнано. Все будут порочить Тебя: «Кришна - полный негодяй и глупец, потому что украл одежду у гопи». И все же Кришна не шел им навстречу. Тогда гопи сказали: «О, Кришна, мы пожалуемся Нанде Махараджу. Мы скажем ему: “Твой сын похитил нашу одежду”». Кришна на это невозмутимо ответил: «Сейчас же идите. Наверно Mой отец еще спит, потому что сейчас Брахма-мухурта, но где-то через 2-3 часа он проснется. Или, быть может, он доит коров».
Поскольку вода в Ямуне была ледяной и дул ветер, гопи тряслись от холода. Но Кришна не смягчался. Они продолжали угрожать: «Если Ты не вернешь нам одежду, мы расскажем об этом Камсе». Кришна отметил: «Камса сейчас очень далеко в своем царстве. Идите, жалуйтесь. Вот только как вы пойдете?» Так Он дразнил гопи. А они думали: «Что же делать?» и от холода уже не чувствовали собственных тел. Тогда Кришна сказал: «Хорошо, дорогие гопи, выходите из воды и забирайте свою одежду. Только выходите со сложенными руками и молитесь лотосным стопам Варунадева, потому что вы совершили оскорбление его лотосным стопам».
Варунадев – это господствующее божество воды. Гопи сложили свои ладони и начали молиться. Таким образом, они предлагали свое почтение и поклоны Кришне. Почему? Потому что Кришна – это Верховная Личность Бога. Сарва-дева-майи-вишну. Тогда Кришна отдал им их одежду. Он был очень удовлетворен и сказал: «О, гопи, Я очень доволен тем, как вы совершали Катьяяни-врату. Я исполню все ваши желания». Затем Он изрек прекрасную шлоку: «О, гопи, тот, кто полностью погружен в Меня, тот будет избавлен от вожделения, гнева и всех неблагоприятных качеств».
Когда вы целиком посвятите себя Кришне, памятуя о Нем, тогда все ваше вожделение и гнев будут устранены. Кришна дает такой пример. Если вы пожарите или сварите зерна риса, а затем посадите их в землю – они никогда не прорастут. Таким же образом, Шрила Шукадева Госвамипад сказал, что, если кто-то полностью предастся Кришне, его вожделение и гнев уйдут. Кришна сказал: «Гопи, Я исполню все ваши желания. Я совершу с вами танец-раса».
Какой следует сделать вывод? Когда вы избавитесь от всех анартх, тогда Кришна примет вас.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Вриндаван, 7 ноября 2014