Вопрос: Как перейти от отношений с Гурудевом в духе айшварьи к близким отношениям лаукика-самбандха-ват?
Шрила Гурудев: Лаукика-самбандха-ват это отношения в настроении мадхурьи, а настроение айшварьи – это бхагавата-буддхи, благоговение или почтение. Это когда преданный думает: «Он такой возвышенный, а я такой незначительный», в то время как мадхурья – настроение сладости. Нужно завязать отношения с Гуру и Бхагаваном как членами собственной семьи и проявлять к Ним больше любви.
Шрила Гурудев: Они сами придут, когда вы начнете думать, что Гурудев – член вашей семьи. По-другому никак. Вот, например, почему вы говорите про своего сына: «Это мой сын»? Это происходит само собой. Никак не объяснишь. Мой сын, моя дочь.
Таким же образом, в начале садханы преданные вступают в дружескую связь с Гурудевом как со своим родным человеком, например, отцом или матерью. Что это означает? Иногда вы перешучиваетесь со своими родителями, а иногда злитесь на них. Маленький ребенок порой сердится на маму и может даже шлепнуть ее по лицу. Вы не должны так делать, но такое чувство любви должно жить в вас. Дети думают: «Родители – это наши вечные благожелатели. Они заботятся о нас». На самом деле никакими словами этого не объяснишь. Такое обращение спонтанно исходит из сердца.
Гуру и Бхагаван также пытаются вступить в близкий родственный контакт с каждым живым существом. Иначе обусловленные души не смогут быстро выбраться из материального мира. В настроении айшварьи, которое является вайдхи-бхакти (путь следования правилам), это займет очень много времени. А рагануга-бхакти – очень быстрый процесс: надо просто подружиться, вступив в близкие взаимоотношения.
В шастрах описывается случай, когда Уддхава встретился с Видурой. Уддхава сказал ему: «Мы перешучивались с Кришной. Это похоже на то, как рыба играет с отблиском луны в воде, принимая его за другую такую же блестящую как она рыбу». На самом деле самой луны в воде нет, есть лишь ее отражение, мерцающее в неспокойной воде. Таким же образом Гуру и вайшнавы приходят в этот мир и создают взаимоотношения с обусловленными душами. Они являют такие игры, будто сами являются обусловленными душами. Им это свойственно, и они хотят этого.
Иногда Гурудев шутит с учениками. Почему? Потому что он хочет создать близкие отношения с ними и хочет, чтобы у них в сердце тоже возникло подобное чувство. Даже Бхагаван, Верховная Божественная личность, атмарама и аптакама, т.е. Тот, кто черпает удовлетворение Сам в Себе, и Тот, у кого все желания удовлетворены, приходит в дом Пандавов и говорит Драупади: «Я хочу пить» и «Я очень голоден». Почему? Потому что таким образом Он строит дружбу с преданными.
Я помню одну лилу Гурудева. Когда мы жили с ним в Матхуре много лет назад, Гурудев очень любил жителей Матхуры и подтрунивал над ними. Они приглашали его: «О, Гурудев, пожалуйста, придите ко мне домой, примите прасад». Гурудев говорил: «Хорошо, хорошо, приду», и приходил с тремя-четырьмя брахмачари. А прасад был приготовлен только на одну персону. И хозяева думали: «О, Боже. Что теперь делать?» И они очень быстро все организовывали, служа Гурудеву и остальным, а потом говорили: «Гурудев, вы сказали, что придете один, а пришли с несколькими брахмачари». А он смеялся: «Когда царь идет в поход завоевывать новые земли, он что идет один? Нет, он идет со своим войском и советниками».
Или, допустим, когда президент приезжает куда-нибудь, разве он приезжает один? Его сопровождают министры, секретари, полицейские, охранники и т.д. - полный антураж. Все дороги перекрываются, город украшается. Потому что президент не приезжает как снег на голову. О его визите знают за полгода, и все уже начеку. Это особенно касается президента Америки. Накануне его визита ведется серьезная подготовка, усиливаются меры безопасности, повсюду устанавливаются металлодетекторы.
Так, Гурудев перешучивался с матхураваси. Он говорил: «Да, я обещал, что приду. Но я всегда прихожу с брахмачари. Куда я без них пойду?»
Таким образом, Гуру и вайшнавы создают дружеские взаимоотношения с дживами, давая им возможность служить Кришне. Мы должны развивать такие отношения с Гуру и Бхагаваном в настроении сладости.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Самара, 28 апреля 2011