Вопрос: Мы проповедуем людям разных религий и можем понять различные аватары Кришны, так как Господь говорит, что когда религия приходит в упадок, Он приходит Сам, чтобы восстановить ее. Но как понять Иисуса и Мухаммеда, личностей, не описанных в Ведах?
Шрила Гурудев: Может, они и не упомянуты в Ведах, но все религии исходят из Вед, потому что Веды – это мула, корень всего. Это важно. Но в соответствии с ситуацией в то время, когда пришли эти пророки, они не упомянули Веды, потому что люди просто не могли бы этого понять. Без Вед ничего невозможно. Только буддисты не принимают эти писания. Поэтому они атеисты.
веда на манийа бауддха хайа та' настика...
(Чаитанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 6.168)
["Буддисты не признают авторитет Вед, поэтому их считают агностиками".]
Про исламскую и христианскую религию мы не говорим, что они атеистичные. Веда-дхарма — это атма-дхарма, бхагавата-дхарма. И Библия, и Коран обсуждают бхагавата-дхарму, преданность Господу по-разному, на разных языках. Согласно положению в обществе пророки в то время не обсуждали образ Господа, того же Аллаха, то есть не было подробностей. Они лишь косвенно указывали на Него.
Но есть ли у Господа образ? Существует такой пример. Я могу что-то сказать, потому что у меня есть рот. В писаниях говорится: "Господь сказал". Что это значит? У Господа есть рот. Если бы его не было, то, как бы Он мог говорить? Также в шастрах упоминается: "Господь бросает взгляд". Значит у Него есть глаза?
Однажды один индуист выбрал себе в качестве ночлега укрытие, которое оказалось мечетью. Он уснул, и его ноги были направлены на запад. В полночь туда пришел мусульманин и сказал ему: "Эй! Почему ты лег ногами в сторону Аллаха и Мекки?" Тот ответил: "А каков образ твоего Аллаха?" Тот сказал: "Мы не признаем, что у Бога есть образ.
– А где Он живет?
– Повсюду.
– В таком случае, почему ты говоришь, что я лег не в ту сторону? Возьми тогда меня за стопы и поверни в ту сторону, где нет Аллаха.
Господь – сарвавьяпи, Он – всепроникающий, и у Него есть образ. Согласно веданта-даршану Господь видит, а значит у Него есть глаза. Также Он ходит, стало быть, у Него есть ноги. Это очень просто понять разумному человеку. Когда говорится, что у Господа нет ног, но Он ходит, имеются в виду Его трансцендентные ноги. Это же логично. Иногда люди не принимают логических заключений, а просто фанатично спорят. Христианская религия и ислам признают Бога и признают атму, душу. Махапрабху встречался с Чхандом Кази и обсуждал это. Он сказал: "В вашей религии все это описывается, только вашими терминами". Мы говорим "живые существа", они используют слово "рух". Мы говорим "майя", а они выражаются по-другому. В "Джайва-дхарме" все это объясняется.
Я только что вернулся из Южной Африки с транзитом в Дубае. Когда меня повезли в отель, мне дали транзитную визу. Они посмотрели все мои книги. На одной из них был изображен тилак. Таможенник из миграционной полиции заметил его и спросил: "Что это такое?" Я ответил: "Это купола мечетей". Он сказал: "О, очень хорошо". Они не понимают, что такое тилак, но если мы ставим их на наших храмах, то им становится понятно. Тилак смотрит вниз, но, если его перевернуть, он выглядит как купол храма.
Вопрос: Символ ислама – полумесяц, в христианстве – крест, а у нас тилак?
Шрила Гурудев: Да.
Вопрос: А разве не чакра?
Шрила Гурудев: Чакра – это символ Рамануджа-сампрадаи. Для нас главный символ – тилак. Он означает любовь Радхи и Кришны и Их сладостное настроение. Чакра же – это настроение айшварьи, она символизирует защиту и величие Господа. Когда Индра попытался затопить Врадж потоками дождя, проявилась чакра. А тилак – это мадхурья, настроение возлюбленных и встречи Радхи и Кришны. В "Удджвала-ниламани" все это объяснено.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Самара 29 апреля 2011